49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

«Бытие как книга»: топос — формула — клише

Евгений Анатольевич Филонов
Докладчик
научный сотрудник
Российская национальная библиотека

Ключевые слова, аннотация

Топос, поэтическая формула, метафора, интертекст, историческая поэтика.

Тезисы

В последние десятилетия представление о литературной топике как явлении, принадлежащем, главным образом, культуре риторической эпохи все чаще подвергается пересмотру: свидетельством тому служит целый ряд работ, посвященных изучению «готовых форм» за границами эпохи «рефлексивного традиционализма». Эти исследования объединяет общий подход: как правило, они описывают конкретные случаи сложного функционирования традиционных loci communes в произведениях авторов XIX–XXI вв., т. е. движутся в своем рассмотрении от индивидуального художественного образа к метафорическому архетипу. Настоящий доклад представляет собой попытку описать функционирование традиционного топоса в литературной системе неканонической эпохи с точки зрения противоположного подхода: т. е. охарактеризовать основные контексты реализации конкретного топоса и спектр его семантических трансформаций в литературе XIX в. «Бытие как книга» — один из наиболее распространенных топосов риторической эпохи — описан в классических работах Э. Р. Курциуса, Д. И. Чижевского, А. М. Панченко. В культуре новейшего времени метафора «читаемости мира» (Х. Блюменберг) сохраняет актуальность, получая новые оригинальные воплощения. Однако есть и другая форма функционирования традиционного топоса за рамками культуры готового слова. В литературе XIX в. основные его варианты («Книга природы», «Книга судьбы» и т. д.) продолжают существовать в виде устойчивых формул, сохраняющих значения, возникшие на разных этапах жизни метафоры. Такой топос-формула может развивать и новые значения, связанные с определенными контекстами («Книга жизни» у писателей-демократов, «Книга памяти» и «Книга опыта» в элегической традиции). Еще один вариант «судьбы» топоса в литературе XIX в. — утрата традиционной семантики и превращение в стилистическое клише.