49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Драма «лидантЮ фАрам» Ильи Зданевича: конфликт идеи чтения и письма

Анна Владимировна Гик
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Ключевые слова, аннотация

Лингвистическая поэтика, Илья Зданевич, футуризм, заумный язык.

Тезисы

Целью работы является исследование особенностей языка драмы Ильи Зданевича «лидантЮ фАрам» (опубликована в 1923 г.). Доказывается визуальный характер драмы, обсуждается роль ремарок и шрифтовых выделений в семантике произведения. Показано, что драма состоит из набора языковых структур, «твердых форм», игра с которыми является основным содержанием произведения. Вводится понятие «типосема» — слово, обогащенное шрифтовой игрой. Обсуждается графическое своеобразие произведения: ввод «дополнительных» букв в русский алфавит (латинские, греческие буквы), значимым становится и отсутствие некоторых букв русского алфавита (например, «щ»). Доказывается наличие в тексте семантической зауми.
Чтение драмы преднамеренно затруднено, сопоставимо с разбором текстов на древних языках. Текст произведения можно разглядывать как графическую картину. Благодаря самодостаточности страниц как визуальных работ и того факта, что даже многостраничные хоровые партии можно читать в любом порядке в силу природы зауми — текст произведения распадается на набор независимых страниц, достойных быть показанными на художественной выставке. Зданевич действительно показывал отдельные страницы драмы.
Произведение Зданевича обретает смысл (скорее, тень смысла) сложным путем, не от слов к предложению, а исключительно из контекста. Контекстом выступает соседний текст, речь Хозяина и ремарки. Иногда дополнительная информация обретается из структуры и визуальной формы самого текста. Показана эволюция творческих приемов Зданевича в рамках цикла драм «Аслаабличья».