Идиоглосса «подготовка» в мемуарах К. К. Рокоссовского «Солдатский долг»
Жуе Ма
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Военные мемуары, информационная структура текста, идиоглосса, словообразовательное поле, личность автора.
Тезисы
Лексика как минимальная единица участвует в сложной мультисемантической структуре тексте, позволяя раскрыть авторскую картину мира. В каждом произведении обнаруживаются постоянно появляющиеся слова, которые отражают важные для автора понятия. Они характеризуются высокой частотностью употребления, образуют словообразовательные поля, активно используются в конкретизирующих их значение сочетаниях и служат ключевыми словами при воспроизведении текста или представлении его автора. Одним из таких ключевых слов в мемуарах маршала К. К. Рокоссовского «Солдатский долг» обнаруживает себя слово подготовка, о чем свидетельствует частотность его употребления в разных словообразовательных формах, в том числе глагольных — «подготовить», «подготовиться» и причастных — «подготовленный»: подготовка: 97; подготовить: 15; подготовиться: 16; подготовленный: 31. В тексте представлены также производные слова, образующие его словообразовательное поле: артподкотовка, контрподготовка, переподготовка, подготовительный. Эти слова наблюдаются на протяжении всего текста и употребляются в композиционных компонентах, направленных на проявление личности автора и тем самым участвуют в организации его информационной структуры. К ним относятся сообщения об оценке событий и окружающих людей, а также о его психологическом состоянии. Слово «подготовка» может рассматриваться как идиоглосса — лексическое средство, которое является важным для понимания смысла произведения.