Политический дискурс как область возникновения фразеологических неологизмов в русском и чешском языках
Екатерина Алексеевна Рычева
Докладчик
ассистент
Карлов университет (Прага)
Карлов университет (Прага)
Ключевые слова, аннотация
Новые фразеологические единицы, фразеологические неологизмы,
фразеотворчество, политический дискурс.
Тезисы
Сфера политики в настоящее время
является источником активного появления новых фразеологических единиц,
которые отражают изменения, происходящие в современном обществе. Фразеологические неологизмы в политическом дискурсе
возникают в связи с потребностью индивида в номинации новых предметов, явлений и процессов. Кроме того, фразеотворчество в языке политиков показывает
стремление говорящего к усилению эскпрессивности и эмоциональности речи,
к экономии языковых средств, а также к прагматическому воздействию на аудиторию. Распространению фразеологических неологизмов и их закреплению
в широком употреблении способствуют средства массовой информации и интернет.
Фразеологические неологизмы в политическом дискурсе часто возникают путем калькирования общественно-политических и экономических терминов из иностранных языков, в первую очередь, английского (отмывание денег, daňový ráj). Иногда такие фразеологические единицы приобретают обновленную семантику или форму в языке-реципиенте.
Одной из причин, способствующих закреплению новых фразеологических единиц в общем употреблении, является реакция общества на неоднозначные и провокационные заявления политиков (денег нет, но вы держитесь; sorry jako). Подобные ФЕ становятся базой для языковой игры в различных сферах коммуникации, в том числе рекламе.
Некоторые фразеологические неологизмы, появляясь в политическом дискурсе, тесно связаны с конкретными общественно-политическими событиями или явлениями, что требует наличия определенных фоновых знаний у реципиента сообщения (московские призраки, pražská kavárna).
Новые фразеологические единицы появляются и распространяются в виде мемов (фестиваль шашлыка) или в форме хэштегов (#jsmetu) в интернете.
Фразеологические неологизмы в политическом дискурсе часто возникают путем калькирования общественно-политических и экономических терминов из иностранных языков, в первую очередь, английского (отмывание денег, daňový ráj). Иногда такие фразеологические единицы приобретают обновленную семантику или форму в языке-реципиенте.
Одной из причин, способствующих закреплению новых фразеологических единиц в общем употреблении, является реакция общества на неоднозначные и провокационные заявления политиков (денег нет, но вы держитесь; sorry jako). Подобные ФЕ становятся базой для языковой игры в различных сферах коммуникации, в том числе рекламе.
Некоторые фразеологические неологизмы, появляясь в политическом дискурсе, тесно связаны с конкретными общественно-политическими событиями или явлениями, что требует наличия определенных фоновых знаний у реципиента сообщения (московские призраки, pražská kavárna).
Новые фразеологические единицы появляются и распространяются в виде мемов (фестиваль шашлыка) или в форме хэштегов (#jsmetu) в интернете.