49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Функции концептуальной метафоры в научном и научно-популярном дискурсе Германии

Евгений Сергеевич Степанов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Когнитивная лингвистика, концептуальная метафора, научный дискурс, научно-популярный дискурс, лингвистика текста.

Тезисы

Переход к антропоцентризму и когнитивизму привел к переосмыслению многих основополагающих понятий, в том числе и понятия метафоры. Метафора в когнитивной лингвистике не рассматривается только как средство языковой выразительности и образности; метафоре отводится центральное место в процессе постижения и концептуализации действительности. В связи с этим Дж. Лакофф (1941, Lakoff) и М. Джонсон (1949, Johnson) — авторы теории концептуальной метафоры — утверждают, что метафора укорена в мышлении и вся мыслительная система человека носит метафорический характер. В ходе осуществления ментальных операций при помощи концептуальной метафоры в зависимости от типа дискурса могут задействоваться различные ее функции. Для анализа выбраны реализации метафоры KÖRPER IST MECHANISMUS (ОРГАНИЗМ — ЭТО МЕХАНИЗМ) в научном и научно-популярном медицинском дискурсе. В научном медицинском дискурсе при помощи метафоры на основе осмысления одного концептуального поля в терминах другого создаются новые термины медицины. Инженерно-технические термины переосмысляются и приобретают новое значение: Störung (‘сбой’, ‘помеха’ → ‘нарушение’), Schutzmantel (‘кожух’ → ‘защитная оболочка’), einschleusen (‘шлюзовать → ‘вводить лекарство’). В этих случаях метафора выполняет эвристическую функцию — функцию познания и создания нового знания. В научно-популярном медицинском дискурсе метафоры используются для объяснения сложных пропозиций и явлений понятными для реципиента образами: Blutgefäße sind das Organisations- und Transportsystem unseres Körpers (‘Кровеносные сосуды — организационная и транспортная система нашего организма’). Здесь речь идет о дидактической, объяснительной функции метафоры.