Древневосточные корни иудейской и христианской традиции: Абу/Ав — вавилонский месяц поминовения усопших (от почитания Гильгамеша до Успения Богородицы)
Адель Владимировна Немировская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Вавилонский месяц Абу, траур 9-го Ава, Иерусалимский Храм.
Тезисы
Согласно христианским богословам, Иерусалимский Храм (как и его походный/портативный прототип/предшественник — Ковчег Завета) символизирует Богородицу, подобно тому, как хранящиеся в Ковчеге, а затем — в Иерусалимском Храме Скрижали Завета со словом божьим символизируют
Логос, т. е. Иисуса Христа. В нововавилонскую эпоху (VI–IV вв. до н. э.) иудеи заимствовали вавилонский (так наз. Ниппурский) календарь, в котором 5-м месяцем является Абу (акк.) / Ав (евр.-арам.). В клинописных текстах из
Южной Месопотамии XXII–XXI вв. до н. э. содержится древнейшее письменное свидетельство
существования особых празднеств/ритуальных действий в месяц Абу, посвященный обрядам поминовения усопших (духов предков). Празднества/ритуалы поминовения в месяц Абу упоминаются и в вавилонских, и
в ассирийский источниках II–I вв. до н. э. С празднествами поминовения духов умерших было также связано почитание, Гильгамеша обожествленного правителя г. Урука. В иудейской традиции нововавилонской эпохи традиция скорби 5-го месяца трансформировалась в траур по разрушенному Иерусалимскому Храму (Первому, т. е. Храму Соломона; впоследствии — Второму, т. е. отстроенному Иродом); в свою очередь, в прообразовательном христианском богородичном богословии — в траур по усопшей Деве Марии.