Интонация: внешний и внутренний текст
Лариса Александровна Пиотровская
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова, аннотация
Интонация, смысл текста, внутренний текст, синтагматическое членение, мелодика, акцентное выделение, порождение и восприятие устной речи.
Тезисы
В докладе предлагается анализ интонационного оформления текста в речевой деятельности говорящего и слушающего. Это предполагает, во-первых, обоснование положения о том, что интонация связана не с изолированным предложением-высказыванием, а с текстом; во-вторых, исследование роли интонации в тесной связи с категорией текстового смысла. Основой психолингвистического подхода является теория Н. И. Жинкина, который ввел понятия внутреннего текста и текстового смысла. В речевом общении передается смысл, природа которого состоит в установлении связей отдельного высказывания с текстом. Любой внешний текст является частью внутреннего текста, смысл которого связан с определенной предметной областью, обеспечивающей разворачивание внутреннего текста вперед и назад. Анализ роли интонации в процессе порождения речи должен также базироваться на положении об «актуальном сознавании» (А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев) интонационного оформления речи говорящим. В процессе порождения речи говорящий выбирает интонационное оформление,
адекватное смыслу не только внешнего, но и внутреннего текста. Рассматривается роль синтагматического членения фраз, структуры мелодического и темпорального контура, а также акцентного выделения. Активный характер процесса восприятия речи предполагает такую речемыслительную деятельность слушающего, результатом которой будет адекватное понимание текстового смысла, выраженного говорящим. Деятельность слушающего в значительной степени направляется с помощью просодических характеристик внешней речи говорящего, включающих все компоненты интонации: мелодику, темп, паузы, интенсивность, а также синтагматическое членение. Неадекватное интонационное выражение текстового смысла говорящим может создать существенные помехи в процессе восприятия устной речи слушающим.