Языковая реализация трансцендентности и сетевых концептов (на примере американской поэзии)
Нина Феликсовна Щербак
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Трансцендентализм,
сетевые концепты, сверх-душа, постмодернизм, американский романтизм.
Тезисы
Основные положения
философии трансцендентализма применимы при лингвистическом анализе сетевых концептов,
представленных как современная парадигма культуры и социального развития,
необходимый инструмент для изучения литературных и поэтических текстов. Выбранная
методология включает в себя структурно-семантическое изучение текстов Эмерсона,
анализ взглядов современных философов языка и литературоведов на сетевые
концепты как основу современных социальных схем и их языковой репрезентации, принципов
интернет-коммуникации, построения художественных и поэтических текстов. Анализ
поэтических текстов проводится путем сравнения основных моделей стихосложений,
который используются американскими поэтами в зависимости от эпохи и действующей
эстетической парадигмы. Результаты исследования дают основание предположить, что
философия трансцендентализма, которая ставила задачей дать представление о
гармоничном и динамичном космическом принципе, позволяет увидеть аналогичные
принципы, обозначенные в работах выдающихся современных философов (таких как
Жиль Делез), которые непосредственно применимы к изучению современных литературных
текстов. Один из возможных примеров может быть
отмечен в развитии поэтической парадигмы: 1) в романтической поэзии заметна концентрация автора на собственных эмоциях и трансцендентном модусе, тогда как 2) в
модернистской поэзии языковые средства используются в качестве передачи более глубинного смысла,
поэзия становится средством выражения трансцендентного; 3) некоторые авторы при языковой реализации трансцендентного
комбинируют политические и трансцендентные мотивы, 4) в пост-колониальной
поэзии языковая реализация мотива памяти создает дополнительную коннотацию трансцендентного,
перенося его из сферы «вечности» в сферу «обыденного».