XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Способы передачи аграрных навыков в современном городе: практическое научение и разговор

Андрей Алексеевич Петров
Speaker
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2019-04-17
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлен взгляд на коммуникацию дачников с точки зрения основного вида их деятельности — деятельности аграрной. На основе материала, собранного в ходе летней фольклорной практики 2018 г., вводится классификация типов передачи аграрных навыков, учитывающая возраст и статус коммуникантов, выдвигаются гипотезы о практическом смысле такой передачи, описываются различные виды взаимодействия дачников с растениями и по поводу растений.

Summary

Работа представляет собой взгляд на коммуникацию дачников с точки зрения основного вида их деятельности — деятельности аграрной. Исследование основывается на материале, собранном в ходе фольклорной практики, в результате которой было записано 9 интервью с 6 информантками от 18 до 87 лет в г. Санкт-Петербурге, в Волховском районе Ленинградской области, в дер. Беглово Чудовского района Новгородской области (часть интервью проведена с помощью интернет-связи с городом Починком Починковского района Смоленской области).
Целью работы стало описание передачи аграрных навыков в условиях деревни и садоводства.
В исследовании выделяются два основных типа передачи практик — передача от родителей или других старших родственников к детям, и передача между соседями, коллегами, друзьями и т. д. Обозначается ряд дифференциальных признаков, различающих эти типы взаимодействия: 
1) передача первого типа первична, второго — принципиально вторична; 
2) передача первого типа имеет форму императива и обычно происходит через демонстрацию; передача второго типа практически всегда осуществляется в форме советов, которые могут быть как приняты, так и отвергнуты; 
3) передача первого типа имеет явную практическую функцию: адресант передачи рассчитывает вынести пользу из работы адресата (в том числе часто такой пользой выступает воспитание), в то время как передающий практику в формате второго типа не извлекает пользу из следования его совету. 
Рассмотрен случай, когда к первому типу передачи по совокупности дифференциальных признаков можно отнести передачу практик не от старшего родственника к младшему, а от бывшего хозяина участка к новым. 
Выдвигается гипотеза о том, что практическим смыслом второго типа передачи практик является повышение статуса советчика: выступая в роли советующего, адресант занимает ту же позицию, которую при первичном способе передачи занимал бы старший, чаще всего — родитель. При этом в полной мере повышение статуса достигается в позднейшем рассказе о совете. Отдельно рассматриваются случаи рассказа о полученном совете как являющие собой очевидное противоречие (поскольку такие истории, исходя из изложенной выше гипотезы, должны были бы иметь обратное действие — понижать статус рассказчика). Показаны три пути выхода из ситуации: 
1) рассказ о непринятии совета; 
2) рассказ о принятии совета, при котором статус советчика повышается не относительно статуса рассказчика; 
3) рассказ о принятии совета, не представляющего для информанта ценности.