«Образ-движение» в романе Саши Соколова «Школа для дураков»
Елена Михайловна Пелымская
Докладчик
соискатель
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
129
2019-04-17
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В романе
С. Соколова «Школа для дураков» визуализация проявляет себя на разных уровнях,
но всегда связана с восприятием героя и подается через призму его сознания. На
визуальную поэтику как значимый аспект изучения творчества С. Соколова указывали
многие исследователи писателя (Д. Бартон Джонсон, М. Карамитти, Е. Тюленева и
др.). В романе пространство и время находятся
в становлении, образуя перцептивную модель «образ-движение», отсылающую
к кинематографической теории кино Ж. Делёза. В работе мы выделили типы
визуальных образов, формирующих единое пространство перцепции в романе.
Тезисы
В романе С. Соколова «Школа для дураков» обращение к
различным формам визуальности становится одной из форм философствования и
видения мира.
Кинематограф выступает в романе инструментом мышления, производства и передачи образов, а потому требует осмысления и исследования форм и смыслов визуальных репрезентаций в структуре литературного текста. Объектом исследования является перцептивная модель «образ-движение», представленная в романе тремя типами образов: «образ-перцепция», «образ-действие», «образ-переживание».
Использование образной системы образов, применяемых Ж. Делёзом к кинематографу, обусловлено типологическим сходством визуальной реальности романа и образностью кино в понимании французского философа. Философ понимал под кинообразом саму материю кинематографа как сферу, где человек способен увидеть мир в становлении. Визуальные образы романа представляют собой метаморфозы со светом, пространством и формой: читатель буквально погружается в «глаза цвета пожухлой травы», попадая оттуда в мир пространственного отражения-зазеркалья. Вечное превращение одной формы в другую структурирует визуально неохватное пространство, которое в корне меняет субъектно-объектные отношения. Субъект становится ощущением и это становление запечатлевает таким образом, что оно принимает форму медиатора для последующего процесса становления-ощущения в другом субъекте — субъекте читателя. Реальность, к которой стремится Делёз, — не реальность, в которой существует зритель, а внутренняя реальность самого кино. Роман «Школа для дураков» насыщен динамичными, изменяющимися образами, под взглядом ученика Такого-то мир начинает видоизменяться: категории времени и пространства утрачивают строгость, жизнь и смерть разделяются дачной рекой Летой, безликие герои из сборника задач выходят в жизнь.
Визуализировать — значит воспринимать и понимать главное качество мира — вечное превращение, перетекание одной формы в другую, это может быть звук или цвет: они также подвержены движению: «…человек исчез, перешел в звуки…». Таким образом, реальность текста посредством образа-движения и образа-времени находится в постоянном процессе развития — становлении. Художественным принципом литературы для Делёза является особая вовлеченность художника, который свое становление жизнью претворяет в перцепт. «Мир становится собственным образом», постоянно снимая слепки со своего «лица» и превращая визуализацию в непрерывный демиургический процесс. Таким образом, образ-движение не соотносится с нашим естественным восприятием, а представляет собой плотно сообщающиеся между собой визуальные образы «внутреннего кинематографа» психической жизни героя. Роман насыщен такими «мгновенными снимками с перехода формы», неуловимыми образами-движениями.
Кинематограф выступает в романе инструментом мышления, производства и передачи образов, а потому требует осмысления и исследования форм и смыслов визуальных репрезентаций в структуре литературного текста. Объектом исследования является перцептивная модель «образ-движение», представленная в романе тремя типами образов: «образ-перцепция», «образ-действие», «образ-переживание».
Использование образной системы образов, применяемых Ж. Делёзом к кинематографу, обусловлено типологическим сходством визуальной реальности романа и образностью кино в понимании французского философа. Философ понимал под кинообразом саму материю кинематографа как сферу, где человек способен увидеть мир в становлении. Визуальные образы романа представляют собой метаморфозы со светом, пространством и формой: читатель буквально погружается в «глаза цвета пожухлой травы», попадая оттуда в мир пространственного отражения-зазеркалья. Вечное превращение одной формы в другую структурирует визуально неохватное пространство, которое в корне меняет субъектно-объектные отношения. Субъект становится ощущением и это становление запечатлевает таким образом, что оно принимает форму медиатора для последующего процесса становления-ощущения в другом субъекте — субъекте читателя. Реальность, к которой стремится Делёз, — не реальность, в которой существует зритель, а внутренняя реальность самого кино. Роман «Школа для дураков» насыщен динамичными, изменяющимися образами, под взглядом ученика Такого-то мир начинает видоизменяться: категории времени и пространства утрачивают строгость, жизнь и смерть разделяются дачной рекой Летой, безликие герои из сборника задач выходят в жизнь.
Визуализировать — значит воспринимать и понимать главное качество мира — вечное превращение, перетекание одной формы в другую, это может быть звук или цвет: они также подвержены движению: «…человек исчез, перешел в звуки…». Таким образом, реальность текста посредством образа-движения и образа-времени находится в постоянном процессе развития — становлении. Художественным принципом литературы для Делёза является особая вовлеченность художника, который свое становление жизнью претворяет в перцепт. «Мир становится собственным образом», постоянно снимая слепки со своего «лица» и превращая визуализацию в непрерывный демиургический процесс. Таким образом, образ-движение не соотносится с нашим естественным восприятием, а представляет собой плотно сообщающиеся между собой визуальные образы «внутреннего кинематографа» психической жизни героя. Роман насыщен такими «мгновенными снимками с перехода формы», неуловимыми образами-движениями.