XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Язык детских повестей А. П. Зонтаг: синтаксические особенности текстов для чтения вслух

Екатерина Константиновна Разубаева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 195
2019-04-18
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен прагматическим особенностям построения текстов А. П. Зонтаг, созданных для детей и специально для чтения вслух. В ходе исследования проводился синтаксический анализ произведений из 1-го тома «Собрания детских повестей для первого возраста» Зонтаг. Систематизация материала осуществляется с опорой на две главные особенности детской литературы, которые выделяются в современных исследованиях: 1) легкость восприятия и 2) воспитательный характер повестей. 




Тезисы

XIX век — время зарождения нового типа литературы и возникновения традиции ежедневного чтения вслух. Ориентируясь на когнитивные возможности адресата, авторы стремились составить тексты, легко воспринимаемые на слух. Это определяло прагматические черты произведений, которые стали предметом рассмотрения в настоящем исследовании.
Материалом исследования послужили 10 произведений из 1-го тома «Собрания детских повестей для первого возраста» А. П. Зонтаг ― «известной» и «типичной» писательницы для детей XIX века. Были рассмотрены произведения Зонтаг на синтаксическом уровне, поскольку он является наиболее показательным в отношении реализации прагматических установок текстов для чтения вслух. Основные задачи исследования: 1) выделить те языковые черты анализируемых повестей, которые непосредственно связаны с восприятием текстов на слух; 2) соотнести выявленные признаки изучаемых текстов с функциями детской литературы.
Результатом работы являются следующие выводы: 1) Синтаксический уровень характеризуется двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, он содержит элементы, способствующие облегчению восприятия произведений на слух, с другой стороны, Зонтаг стремится обогатить речь своего слушателя, намеренно усложняя текст; 2) Облегчить восприятие ребенку помогает четкое абзацное структурирование, небольшой объем предложений, использование диалогической формы, обращений, простой синтаксис, четкое построение диалогических отрезков с соблюдением принципов иллокутивной связности и малым количеством коммуникативных неудач; 3) Другие особенности способствуют обучению грамотной речи слушателя. К ним можно причислить увеличение повествовательных отрезков, использование описаний, сравнительных оборотов, перечислений, сложных предложений.