Язык детских повестей А. П. Зонтаг: синтаксические особенности текстов для чтения вслух
Екатерина Константиновна Разубаева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 195
2019-04-18
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен прагматическим особенностям построения текстов А. П. Зонтаг, созданных
для детей и специально для чтения вслух. В ходе исследования проводился
синтаксический анализ произведений из 1-го тома «Собрания детских повестей для
первого возраста» Зонтаг. Систематизация материала осуществляется с опорой
на две главные особенности детской литературы, которые выделяются в современных
исследованиях: 1) легкость восприятия и 2) воспитательный характер повестей.
Тезисы
XIX век —
время зарождения нового типа литературы и возникновения традиции ежедневного
чтения вслух. Ориентируясь на когнитивные возможности адресата, авторы
стремились составить тексты, легко воспринимаемые на слух. Это определяло
прагматические черты произведений, которые стали предметом рассмотрения в
настоящем исследовании.
Материалом исследования
послужили 10 произведений из 1-го тома «Собрания детских повестей для первого
возраста» А. П. Зонтаг ― «известной» и «типичной» писательницы для детей XIX
века. Были рассмотрены произведения Зонтаг на синтаксическом уровне, поскольку
он является наиболее показательным в отношении реализации прагматических
установок текстов для чтения вслух. Основные задачи исследования: 1) выделить
те языковые черты анализируемых повестей, которые непосредственно связаны с
восприятием текстов на слух; 2) соотнести выявленные признаки изучаемых текстов
с функциями детской литературы.
Результатом работы
являются следующие выводы: 1) Синтаксический уровень характеризуется двумя
противоречивыми тенденциями. С одной стороны, он содержит элементы,
способствующие облегчению восприятия произведений на слух, с другой стороны, Зонтаг
стремится обогатить речь своего слушателя, намеренно усложняя текст; 2) Облегчить
восприятие ребенку помогает четкое абзацное структурирование, небольшой объем
предложений, использование диалогической формы, обращений, простой синтаксис,
четкое построение диалогических отрезков с соблюдением принципов иллокутивной
связности и малым количеством коммуникативных неудач; 3) Другие особенности
способствуют обучению грамотной речи слушателя. К ним можно причислить
увеличение повествовательных отрезков, использование описаний, сравнительных
оборотов, перечислений, сложных предложений.