Функции неэкранизированных эпизодов романа Патрика Зюскинда «Парфюмер»
Олеся Араратовна Атоян
Докладчик
студент 1 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
129
2019-04-17
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются значимые эпизоды романа П.
Зюскинда «Парфюмер», не вошедшие в сценарий фильма Т. Тыквера
(например, пребывание на вершине вулкана Плон-дю-Канталь, имитация
человеческого запаха), выявляются их функции в романе. Предполагается, что
причина исключения ряда эпизодов из сценария связана с иной, по сравнению с
романом, трактовкой эстетической проблематики и образа художника. Cопоставляются образы художников из романа и
фильма. Особое внимание уделяется музыкальным мотивам, мотиву соперничества с
богом и мотиву самоидентификации.
Тезисы
В докладе раскрываются функции неэкранизованных эпизодов
романа П. Зюскинда «Парфюмер».
Многие важные эпизоды романа не были экранизированы. В
основном авторы фильма «исключили» моменты, вводящие
противопоставление божественного и дьявольского, например, первое появление
Гренуя в монастыре (уже в самом начале героя, который был еще только младенцем,
подозревали в связи с дьяволом). В фильме никак не реализуется
желание Гренуя «соперничать» с богом, стать лучшим творцом, «богом
более великолепным, чем тот, воняющий
ладаном Бог, который ютился в
церквах».
Помимо этого, в экранизации отсутствуют эпизоды, связанные с самопознанием и самоопределением Гренуя. В экранизации полностью отсутствует эпизод с семилетним затворничеством героя в пещере, а ведь в этом эпизоде прослеживается один из главных импульсов к дальнейшему действию: Гренуй обнаруживает, что он не пахнет, а значит, не может себя определить. Кроме того, здесь он осознает себя богом-творцом вселенной: с помощью запахов, которые он хранит в своей голове как «коллекцию вин», строит собственный мир, где он единственный повелитель.
В фильме нет эпизодов с сотворением человеческих запахов, когда Гренуй создает для себя разные запахи/личины (то есть, фактически, создает условия для самоопределения). Данный эпизод, где герой выступает как экспериментатор, — важный этап на пути к шедевру. В книге Зюскинда талант Гренуя сопоставляется с музыкальным талантом. Авторы фильма развили эту идею в экранизации, взяв за основу эстетической концепции связь мира музыки и мира запахов. Более того, специально для фильма был написан ряд композиций, которые должны ассоциироваться у зрителя с определенным запахом, в зависимости от момента в фильме и тона мелодии. Однако в книге музыкальные мотивы не имеют такого важного значения и не формируют образ парфюмерного искусства.
Помимо этого, в экранизации отсутствуют эпизоды, связанные с самопознанием и самоопределением Гренуя. В экранизации полностью отсутствует эпизод с семилетним затворничеством героя в пещере, а ведь в этом эпизоде прослеживается один из главных импульсов к дальнейшему действию: Гренуй обнаруживает, что он не пахнет, а значит, не может себя определить. Кроме того, здесь он осознает себя богом-творцом вселенной: с помощью запахов, которые он хранит в своей голове как «коллекцию вин», строит собственный мир, где он единственный повелитель.
В фильме нет эпизодов с сотворением человеческих запахов, когда Гренуй создает для себя разные запахи/личины (то есть, фактически, создает условия для самоопределения). Данный эпизод, где герой выступает как экспериментатор, — важный этап на пути к шедевру. В книге Зюскинда талант Гренуя сопоставляется с музыкальным талантом. Авторы фильма развили эту идею в экранизации, взяв за основу эстетической концепции связь мира музыки и мира запахов. Более того, специально для фильма был написан ряд композиций, которые должны ассоциироваться у зрителя с определенным запахом, в зависимости от момента в фильме и тона мелодии. Однако в книге музыкальные мотивы не имеют такого важного значения и не формируют образ парфюмерного искусства.