Музыкальность как пример постмодернистской игры в романе Б. Виана «Пена дней»
Виктория Александровна Дубиковская
Докладчик
магистрант 2 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
ауд. 190
2019-04-17
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается принцип постмодернистской игры с читателем, основанный на заимствовании Борисом Вианом музыкальных принципов, которые положены в основу повествования и композиции романа «Пена дней».
Тезисы
Борис
Виан (1920—1959, Vian) — один из самых загадочных и неординарных авторов XX в. Романом, вобравшим в себя
характерные «виановские» черты и постмодернистские тенденции, является «Пена дней», который называют одним из «ярчайших джазовых романов ХХ века».
Ведущим
способом построения повествования, а также ярким примером постмодернисткой игры
с читателем, служит музыкальность романа «Пена дней».
На
уровне композиции тема музыки образует кольцо, показывая цикличность
существования героев. Первые
страницы романа показывают нам необычную связь героя и музыки. Заканчивается роман также музыкально, однако
в рамках постмодернисткой игры автор предлагает альтернативу популярной музыке — пение псалма.
Роман построен по методу контрапункта:
две любовные линии развиваются параллельно.
Еще
один принцип, который можно проследить в романе, — крещендо. В тексте
происходит постепенное нарастание гнетущей обстановки, увядания, тревоги.
Очередной заимствованный Б. Вианом музыкальный принцип — смена мажорной и минорной
тональностей.
Текст
наполнен аллюзиями на музыкальные произведения разных эпох. Роман
«Пена дней» строится на музыкальных принципах, изобилует отсылками к
музыкальным произведениям, языковой игрой, импровизацией. Это позволяет автору
вести с читателем постмодернистскую игру, увлекая читателя и заставляя
принимать правила этой игры.