XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Понятие эпифании в поэтике произведений Джеймса Джойса

Дмитрий Викторович Марковненков
Докладчик
студент 4 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

ауд. 190
2019-04-17
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Рассматривается понятие эпифании в поэтике произведений Джеймса Джойса, её отражение в культуре и адаптация Джойсом для критико-литературных целей. Особое внимание уделено эпифанизации как методу написания художественного текста. Интерпретирована особенность эпифании, как структурообразующего элемента в творчестве Джойса. 

Тезисы

В рамках поэтики произведений Джеймса Джойса был исследован основной её элемент, определённый Джойсом как «эпифания». Цель работы — продемонстрировать, каким образом Джойс выстраивал собственную теорию эпифаний, обратиться к эпифанизации как методу написания художественного текста и показать, как этот метод отражается в произведениях Джойса. В качестве примера нами были выбраны рассказы «Облачко» и «Мёртвые». 
Эпифания является структурообразующим элементом в философии творчества Джойса. Она связывает всю рефлексию Джойса, выступает началом, отправной точкой зрения писателя, его личной художественной техникой. Более того, эпифания выступает строгой текстуальной единицей, которая определяет форму текста, фиксирует его ключевые моменты и показывает, как этот текст пишется. Также она трактуется Джойсом в виде метафоры начала (начала текста, мыслительного процесса, озарения) и в виде скрытого эстетического потенциала вещей, который способен высвободить только художник. 
Удалось выяснить, что Джойс использует эпифании на протяжении всего своего творческого пути. Он рассматривает действительность с точки зрения комплекса символов и знаков, исследует их, а затем фиксирует свои наблюдения в дневнике. Так он ведёт записи, отмечая повседневные ситуации, которые, по его мнению, отличаются метафизической красотой, лиричностью, эмоциональностью, пульсацией. 
Анализ понятия эпифании в поэтике произведений Джойса выявил конфликт между традиционным порядком и модернистским видением мира, попытку художника придать уникальную эстетическую форму объектам и упорядочить хаос. 
Итак, эпифания — это, с одной стороны, художественный исток любого объекта, его метасущность, которую должен зафиксировать, определить художник, как таковой; с другой, это способ ориентации в пространстве, особый акт выделения объекта, его конкретизации.