Функционально-смысловой потенциал ремарок «смех», «насмешка», «усмешка» в художественном произведении (на материале пьес А. В. Вампилова)
София Олеговна Шаплова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 215-а
2019-04-19
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён выявлению функционально-смыслового потенциала ремарок с
семантикой смеха в пьесах А. В. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота»,
«Прошлым летом в Чулимске». Ремарка, являясь неотъемлемым компонентом текста драмы, рассматривается
в коммуникативном аспекте как экспликация невербального аспекта общения, дополняющего информацию
о речевом поведении героя, его эмоциональном состоянии и личностных
особенностях. Особое внимание уделено коммуникативным ситуациям, в которых ремарка сигнализирует о том, что, помимо внешней
коммуникации, осуществляется внутренняя коммуникация.
Тезисы
Эмоция является важным компонентом характеристики коммуникативного
поведения языковой личности. В драматических произведениях А. В. Вампилова
эмоции героев реализуются в тексте через систему авторских ремарок, в том числе
обозначающих смех.
Все случаи употребления ремарок смех, насмешка, усмешка в анализируемой группе текстов могут быть разделены на четыре группы в соответствии с выполняемыми функциями.
1. Ремарка как самостоятельный коммуникативный шаг, невербальная реакция на акцию (в отсутствии реплики):
СИЛЬВА. Скажем, что за нами гонятся бандиты. // Бусыгин смеется. // Неужели не пустят?
2. Ремарка как важный атрибут реплики с комическим содержанием или компонент комических речевых жанров (например, розыгрыша или шутки): ЗИЛОВ. <…> (Своим голосом.) Здравствуй, моя радость… (Смеется.) Ну, конечно, я… А ты поверила?.. Ну не ругайся…
Смех в данном случае рассматривается нами как метакоммуникация, которая по своим функциям схожа с метасообщениями типа «Это шутка» или «Я шучу».
3. Ремарка как отрицание предшествующей или последующей реплик. Подобная ремарка чаще всего возникает в диалогах с серьёзным тематическим содержанием: разговоры о любви, дружбе, жизни и т. д. В этих случаях ремарка:
а) сигнализирует о том, что герой относится к разговору несерьёзно или подвергает сомнению сказанное собеседником:
ШАМАНОВ (не сразу). Да нет, Валентина, не может этого быть… (Засмеялся.) Ну вот ещё! Нашла объект для внимания…
б) представляет собой защитную реакцию, непроизвольный эмоционально-психологический импульс:
ЗИЛОВ. <…> Разглядывает венок, поднимает его, расправляет черную ленту, надпись на ней читает вслух. <…> (Молчит. Потом смеется, но недолго и без особого веселья.)…
Ремарка в данной функции часто используется в ситуациях, когда герой не знает, как реагировать на какое-либо событие, и, соответственно, первой его реакцией становится смех.
4. Ремарка может рассматриваться как сигнал того, что одновременно с основной коммуникацией осуществляется автокоммуникация:
ИРИНА. Когда мы поедем на охоту? // Зилов вдруг начинает смеяться. // Почему ты смеешься? // Он смеется, не может ответить. // Что с тобой?.. Почему ты смеешься? // ЗИЛОВ (сквозь смех). Нет, нет… Не обращай внимания. Это я так… Вспомнил кое-что…
Ремарка как функциональная единица драматического текста служит источником информации о языковой личности героя и особенностях его речевого поведения. Кроме того, ремарка — это особая смысловая и психологическая деталь, важная для понимания художественного образа героя. Сделанные наблюдения могут быть использованы как материал при изучении коммуникативного (в том числе невербального) поведения человека в аспекте РКИ.
Все случаи употребления ремарок смех, насмешка, усмешка в анализируемой группе текстов могут быть разделены на четыре группы в соответствии с выполняемыми функциями.
1. Ремарка как самостоятельный коммуникативный шаг, невербальная реакция на акцию (в отсутствии реплики):
СИЛЬВА. Скажем, что за нами гонятся бандиты. // Бусыгин смеется. // Неужели не пустят?
2. Ремарка как важный атрибут реплики с комическим содержанием или компонент комических речевых жанров (например, розыгрыша или шутки): ЗИЛОВ. <…> (Своим голосом.) Здравствуй, моя радость… (Смеется.) Ну, конечно, я… А ты поверила?.. Ну не ругайся…
Смех в данном случае рассматривается нами как метакоммуникация, которая по своим функциям схожа с метасообщениями типа «Это шутка» или «Я шучу».
3. Ремарка как отрицание предшествующей или последующей реплик. Подобная ремарка чаще всего возникает в диалогах с серьёзным тематическим содержанием: разговоры о любви, дружбе, жизни и т. д. В этих случаях ремарка:
а) сигнализирует о том, что герой относится к разговору несерьёзно или подвергает сомнению сказанное собеседником:
ШАМАНОВ (не сразу). Да нет, Валентина, не может этого быть… (Засмеялся.) Ну вот ещё! Нашла объект для внимания…
б) представляет собой защитную реакцию, непроизвольный эмоционально-психологический импульс:
ЗИЛОВ. <…> Разглядывает венок, поднимает его, расправляет черную ленту, надпись на ней читает вслух. <…> (Молчит. Потом смеется, но недолго и без особого веселья.)…
Ремарка в данной функции часто используется в ситуациях, когда герой не знает, как реагировать на какое-либо событие, и, соответственно, первой его реакцией становится смех.
4. Ремарка может рассматриваться как сигнал того, что одновременно с основной коммуникацией осуществляется автокоммуникация:
ИРИНА. Когда мы поедем на охоту? // Зилов вдруг начинает смеяться. // Почему ты смеешься? // Он смеется, не может ответить. // Что с тобой?.. Почему ты смеешься? // ЗИЛОВ (сквозь смех). Нет, нет… Не обращай внимания. Это я так… Вспомнил кое-что…
Ремарка как функциональная единица драматического текста служит источником информации о языковой личности героя и особенностях его речевого поведения. Кроме того, ремарка — это особая смысловая и психологическая деталь, важная для понимания художественного образа героя. Сделанные наблюдения могут быть использованы как материал при изучении коммуникативного (в том числе невербального) поведения человека в аспекте РКИ.