Атрибуты и эпитеты греческих богов: своеобразие их функций в романе Г. Л. Олди «Герой должен быть один»
Анна Вячеславовна Лыткина
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ауд. 188
2019-04-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуется
произведение жанра фэнтези на сюжет близнечного мифа греческой мифологии — роман Г. Л. Олди «Герой должен быть один». В работе выявляется комплекс эпитетов
и атрибутов греческих богов и определяется специфика их функционирования (с
учетом их мифологических функций и в сравнении с ними). Также проводится анализ
предметного мира произведения в аспектах, имеющих мифологические прототипы.
Тезисы
В докладе исследуется произведение
жанра фэнтези на сюжет близнечного мифа греческой мифологии — роман Г. Л. Олди
«Герой должен быть один».
Задача исследования — выделить комплексы атрибутов и эпитетов богов: Гермеса, Ареса, Аполлона, Диониса и Афины, а затем определить их специфику в сравнении с греческой мифологией. В докладе представлены атрибуты и эпитеты Гермеса и Ареса, а также упомянуты эпитеты и атрибуты Аполлона, Диониса и Афины.
В ходе работы над исследованием было сделано прежде всего следующее.
1. Были выделены три группы эпитетов Гермеса: эпитеты из мифологии, употребленные в традиционном смысле, переосмысленные мифологические эпитеты и эпитеты, не встречающиеся в мифологии. Среди атрибутов были выделены две группы: атрибуты Гермеса и атрибуты Гермеса, отнятые у другого бога.
2. Были выделены две группы эпитетов Ареса: эпитеты из мифологии, употребленные в традиционном смысле, и эпитеты, не встречающиеся в мифологии. Атрибуты Ареса в книге отличаются, но, как и мифологические, по преимуществу связаны с войной.
3. Выделены группы эпитетов и атрибутов остальных богов: Аполлона, Диониса и Афины.
Выводы в целом таковы. В случае с Гермесом и в случае с Аресом авторы романа добавляют или трансформируют прежде всего атрибуты, которые можно назвать костюмом персонажа: хитон и сандалии у Гермеса, воинское облачение у Ареса. Однако атрибуты здесь не только маркируют привычные функции богов, но и, во-первых, связаны с психологическими и эмоциональными характеристиками Гермеса и Ареса; во-вторых, указывают на степень близости к людям.
Что касается эпитетов, то они часто эмоционально переживаются либо самими богами, либо выражают отношение того, кто их (богов) именует. Из чего мы тоже можем сделать вывод, что эпитеты богов в романе приобрели новую (по сравнению с античностью) функцию: комплекс эпитетов индивидуализирует бога, очерчивает его характер, что в итоге также указывает на степень близости бога к людям.
Задача исследования — выделить комплексы атрибутов и эпитетов богов: Гермеса, Ареса, Аполлона, Диониса и Афины, а затем определить их специфику в сравнении с греческой мифологией. В докладе представлены атрибуты и эпитеты Гермеса и Ареса, а также упомянуты эпитеты и атрибуты Аполлона, Диониса и Афины.
В ходе работы над исследованием было сделано прежде всего следующее.
1. Были выделены три группы эпитетов Гермеса: эпитеты из мифологии, употребленные в традиционном смысле, переосмысленные мифологические эпитеты и эпитеты, не встречающиеся в мифологии. Среди атрибутов были выделены две группы: атрибуты Гермеса и атрибуты Гермеса, отнятые у другого бога.
2. Были выделены две группы эпитетов Ареса: эпитеты из мифологии, употребленные в традиционном смысле, и эпитеты, не встречающиеся в мифологии. Атрибуты Ареса в книге отличаются, но, как и мифологические, по преимуществу связаны с войной.
3. Выделены группы эпитетов и атрибутов остальных богов: Аполлона, Диониса и Афины.
Выводы в целом таковы. В случае с Гермесом и в случае с Аресом авторы романа добавляют или трансформируют прежде всего атрибуты, которые можно назвать костюмом персонажа: хитон и сандалии у Гермеса, воинское облачение у Ареса. Однако атрибуты здесь не только маркируют привычные функции богов, но и, во-первых, связаны с психологическими и эмоциональными характеристиками Гермеса и Ареса; во-вторых, указывают на степень близости к людям.
Что касается эпитетов, то они часто эмоционально переживаются либо самими богами, либо выражают отношение того, кто их (богов) именует. Из чего мы тоже можем сделать вывод, что эпитеты богов в романе приобрели новую (по сравнению с античностью) функцию: комплекс эпитетов индивидуализирует бога, очерчивает его характер, что в итоге также указывает на степень близости бога к людям.