XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Восприятие слов при принятии лексического решения здоровыми взрослыми носителями русского языка

Назар Иванович Кротов
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

184
2019-04-17
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено влиянию эффекта прайминга на восприятие слов при чтении здоровыми взрослыми носителями русского языка как родного. Участникам эксперимента на принятие лексического решения были предъявлены 4 экспериментальных листа по 120 целевых слов. Целью анализа полученных данных станет определение степени опоры при принятии лексического решения на цельнословный доступ и/или морфологическую декомпозицию.

Тезисы

Термин «орфографические соседи» объединяет цепочки букв (слова и псевдослова), отличающиеся друг от друга одной вставленной, удалённой либо заменённой буквой (кит  килт, забор  зазор) либо положением двух соседних (бог  бго) или несоседних (сруб  брус) букв. Количество и частотность членов орфографического соседства, а также место вставки, выпадения, замены или перестановки букв влияют на доступ к входящему в данное соседство слову в ментальном лексиконе. Фиксируя это влияние у конкретных участников эксперимента, мы можем установить предпочитаемый ими способ доступа.
Целью исследования является определение характера доступа к словам (цельнословный, путём морфологической декомпозиции или некоторым смешанным способом) в ментальном лексиконе здоровых взрослых носителей русского языка. 
В эксперименте используется метод прайминга и задание на принятие лексического решения. Стимульный материал включает пары существительных. Целевое слово даётся в начальной форме, тогда как праймы варьируют по трём параметрам: падежу (прямой или косвенный), частотности относительно целевого слова и месту перестановки (внутри морфемы, на стыке морфем или в абсолютном начале слова). Также наряду с целевыми словами даются псевдослова, как являющиеся, так и не являющиеся орфографическими соседями для своих праймов.
В эксперименте приняли участие 40 человек категории young adults — в возрасте от 18 до 35 лет. Стимульный материал предъявлялся с помощью программы PsychoPy, распространяемой на условиях свободной лицензии.
Исследование проводится на базе Лаборатории когнитивных исследований Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Результаты обработки полученных экспериментальных данных будут подробно освещены в тексте доклада.