Восприятие слов при принятии лексического решения здоровыми взрослыми носителями русского языка
Назар Иванович Кротов
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2019-04-17
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено влиянию эффекта прайминга
на восприятие слов при чтении здоровыми взрослыми носителями русского языка как
родного. Участникам эксперимента на принятие лексического решения были предъявлены 4 экспериментальных листа по 120 целевых
слов. Целью анализа полученных данных станет определение степени
опоры при принятии лексического решения на цельнословный доступ и/или
морфологическую декомпозицию.
Тезисы
Термин
«орфографические соседи» объединяет цепочки букв (слова и псевдослова),
отличающиеся друг от друга одной вставленной, удалённой либо заменённой буквой
(кит — килт, забор — зазор) либо
положением двух соседних (бог — бго)
или несоседних (сруб — брус) букв.
Количество и частотность членов орфографического соседства, а также место вставки,
выпадения, замены или перестановки букв влияют на доступ к входящему в данное
соседство слову в ментальном лексиконе. Фиксируя это влияние у конкретных
участников эксперимента, мы можем установить предпочитаемый ими способ доступа.
Целью исследования является определение характера доступа к словам (цельнословный, путём морфологической декомпозиции или некоторым смешанным способом) в ментальном лексиконе здоровых взрослых носителей русского языка.
В эксперименте используется метод прайминга и задание на принятие лексического решения. Стимульный материал включает пары существительных. Целевое слово даётся в начальной форме, тогда как праймы варьируют по трём параметрам: падежу (прямой или косвенный), частотности относительно целевого слова и месту перестановки (внутри морфемы, на стыке морфем или в абсолютном начале слова). Также наряду с целевыми словами даются псевдослова, как являющиеся, так и не являющиеся орфографическими соседями для своих праймов.
В эксперименте приняли участие 40 человек категории young adults — в возрасте от 18 до 35 лет. Стимульный материал предъявлялся с помощью программы PsychoPy, распространяемой на условиях свободной лицензии.
Исследование проводится на базе Лаборатории когнитивных исследований Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Результаты обработки полученных экспериментальных данных будут подробно освещены в тексте доклада.
Целью исследования является определение характера доступа к словам (цельнословный, путём морфологической декомпозиции или некоторым смешанным способом) в ментальном лексиконе здоровых взрослых носителей русского языка.
В эксперименте используется метод прайминга и задание на принятие лексического решения. Стимульный материал включает пары существительных. Целевое слово даётся в начальной форме, тогда как праймы варьируют по трём параметрам: падежу (прямой или косвенный), частотности относительно целевого слова и месту перестановки (внутри морфемы, на стыке морфем или в абсолютном начале слова). Также наряду с целевыми словами даются псевдослова, как являющиеся, так и не являющиеся орфографическими соседями для своих праймов.
В эксперименте приняли участие 40 человек категории young adults — в возрасте от 18 до 35 лет. Стимульный материал предъявлялся с помощью программы PsychoPy, распространяемой на условиях свободной лицензии.
Исследование проводится на базе Лаборатории когнитивных исследований Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Результаты обработки полученных экспериментальных данных будут подробно освещены в тексте доклада.