XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женские образы в романах Джека Лондона в свете социальных концепций начала XX в.

Антонина Сергеевна Садкова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

ауд. 190
2019-04-17
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются главные героини романов Джека Лондона «Дочь снегов» и «Маленькая хозяйка Большого дома» в свете концепции о «новой женщине», представленной американской исследовательницей С. Тиши (1942, Tichi). Наряду с этим образы рассматриваются в свете важных для понимания авторской интенции расовой теории и теории о «сверхчеловеке» Ф. Ницше. Полученные в результате исследования выводы создают предпосылки для изучения эволюции женских образов в творчестве Джека Лондона.

Тезисы

Социально-экономическое и культурное развитие США на рубеже XX в. способствовало появлению новых взглядов на роль и место женщины в семье и обществе. Зародившиеся идеи нашли своё отражение в романах Джека Лондона «Дочь Снегов» («The Daughter of Snows», 1902) и «Маленькая хозяйка Большого дома» («The Little Lady of the Big House», 1916), занимающих особое место в творчестве автора, потому что главными героинями в них являются женщины. В исследовании анализируются и сравниваются образы главных героинь в свете концепции о «новой женщине», представленной в работе С. Тиши (1942, Tichi), и связанные с этим особенности композиции романов. Исследовательница указывает на то, что в литературе привычный нам образ «новой женщины» появляется в 1920-е гг., то есть в так называемый Век Джаза (Jazz Age). Тем не менее важно понимать, что этот образ имел долгую историю развития и становления, и уже к 1890-м гг. «новая женщина» стала важной частью наступающей эпохи пренебрежения условностями среднего класса. Наряду с этими идеями, образы Фроны Уэлз и Паолы Дестен рассматриваются в свете расовой теории и теории о «сверхчеловеке», которые также оказали влияние на мировоззрение автора, а также сравниваются с основными положениями, изложенными в исследовании Л. Абрамс (L. Abrams) «Формирование европейской женщины новой эпохи». В дополнение к этому анализируются следующие черты образа «новой женщины», отмеченные О. Ю. Анцыферовой:
1) осознание своей новизны;
2) самостоятельность мышления;
3) решимость предложить собственный альтернативный вариант общественного и личного жизнеустройства.
Особое внимание уделяется сравнительному анализу ситуации «любовного треугольника» в романах и типичности его разрешения. В связи с тем, что на данный момент существуют лишь традиционные и недостаточно полные попытки анализа женских персонажей романов Джека Лондона, новый взгляд с позиций феминистской критики начала XX столетия может привнести вклад в вопрос значимости женских персонажей в романах автора, а также создать предпосылки для исследования эволюции женских образов в творчестве Лондона — недостаточно изученной и потому актуальной проблемы.