Женские образы в романах Джека Лондона в свете социальных концепций начала XX в.
Антонина Сергеевна Садкова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
ауд. 190
2019-04-17
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются главные героини романов
Джека Лондона «Дочь снегов» и «Маленькая хозяйка Большого дома» в свете
концепции о «новой женщине», представленной американской исследовательницей С.
Тиши (1942, Tichi). Наряду с этим образы рассматриваются в свете
важных для понимания авторской интенции расовой теории и теории о
«сверхчеловеке» Ф. Ницше. Полученные в результате исследования выводы создают
предпосылки для изучения эволюции женских образов в творчестве Джека Лондона.
Тезисы
Социально-экономическое и культурное
развитие США на рубеже XX в. способствовало появлению новых взглядов на роль и место женщины в семье и
обществе. Зародившиеся идеи нашли своё отражение в романах Джека Лондона «Дочь
Снегов» («The Daughter of Snows», 1902) и «Маленькая хозяйка Большого дома» («The Little
Lady of
the Big
House», 1916), занимающих особое место в творчестве автора,
потому что главными героинями в них являются женщины. В исследовании
анализируются и сравниваются образы
главных героинь в свете концепции о «новой женщине», представленной в работе
С. Тиши (1942, Tichi), и связанные с этим особенности композиции романов. Исследовательница
указывает на то, что в литературе привычный нам образ «новой женщины»
появляется в 1920-е гг., то есть в так называемый Век Джаза (Jazz Age). Тем не менее важно
понимать, что этот образ имел долгую историю развития и становления, и уже к
1890-м гг. «новая женщина» стала
важной частью наступающей эпохи пренебрежения условностями среднего
класса. Наряду с этими идеями, образы
Фроны Уэлз и Паолы Дестен рассматриваются в свете расовой теории и теории о
«сверхчеловеке», которые также оказали влияние на мировоззрение автора, а также
сравниваются с основными положениями, изложенными в исследовании Л. Абрамс (L. Abrams) «Формирование
европейской женщины новой эпохи». В дополнение к этому анализируются следующие
черты образа «новой женщины», отмеченные О. Ю. Анцыферовой:
1) осознание своей новизны;
2) самостоятельность мышления;
3) решимость предложить собственный альтернативный вариант общественного и личного жизнеустройства.
Особое внимание уделяется сравнительному анализу ситуации «любовного треугольника» в романах и типичности его разрешения. В связи с тем, что на данный момент существуют лишь традиционные и недостаточно полные попытки анализа женских персонажей романов Джека Лондона, новый взгляд с позиций феминистской критики начала XX столетия может привнести вклад в вопрос значимости женских персонажей в романах автора, а также создать предпосылки для исследования эволюции женских образов в творчестве Лондона — недостаточно изученной и потому актуальной проблемы.
1) осознание своей новизны;
2) самостоятельность мышления;
3) решимость предложить собственный альтернативный вариант общественного и личного жизнеустройства.
Особое внимание уделяется сравнительному анализу ситуации «любовного треугольника» в романах и типичности его разрешения. В связи с тем, что на данный момент существуют лишь традиционные и недостаточно полные попытки анализа женских персонажей романов Джека Лондона, новый взгляд с позиций феминистской критики начала XX столетия может привнести вклад в вопрос значимости женских персонажей в романах автора, а также создать предпосылки для исследования эволюции женских образов в творчестве Лондона — недостаточно изученной и потому актуальной проблемы.