XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Проблемы экспериментального исследования эмоциогенности текстов (на примере определения интересности учебных текстов)

Павел Трущелёв
Докладчик
аспирант
РГПУ им. А. И. Герцена

184
2019-04-17
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются основные экспериментальные методы исследования эмоциогенности текстов. Представлены результаты проведенных экспериментов с целью определения интересности учебных текстов. Анализ полученных эмпирических данных позволил описать эмоциогенный потенциал ряда приемов, а также их влияние на понимание учебного текста. Кроме того, были сделаны выводы о самой процедуре эксперимента.




Тезисы

Исследование категории эмоциогенности является одной из актуальных задач современной лингвистики эмоций. Для описания вербальных способов формирования эмоций у реципиента целесообразно обратиться к текстам, при создании которых перед автором поставлена задача вызвать конкретную эмоцию у адресата. Такой характеристикой обладает учебный текст, который должен вызвать эмоцию интереса. Обращение к данной эмоции обосновано: при чтении интерес часто сопутствует другим эмоциям.
Нами было проведено два эксперимента с целью определения интересности учебных текстов и описания эмоциогенного потенциала вербальных способов формирования интереса. Стимульный материал — это 4 текста из учебников по географии для 7-х классов, в которых использовались разные приемы повышения интересности (диалогизация, конкретизация, повышение эмотивности и др.) В экспериментах приняли участие 40 учащихся 7-х классов гимназии № 405 (из них 20 девочек) и 26 студентов факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена (из них 16 женщин). Испытуемые должны были прочитать текст, оценить его содержание с помощью интервальных шкал, выделить ключевые слова.
В результате анализа ответов школьников было установлено следующее: 1) тексты, в которых присутствовали приемы повышения интересности, были оценены как одинаково интересные; 2) приемы способствовали формированию интереса; 3) разнообразие приемов в одном тексте не повышало вероятность эмоционального воздействия.
Анализ ответов студентов позволил определить эмоциогенный потенциал ряда приемов повышения интересности. Так, наибольшим потенциалом обладают приемы диалогизации (вопросительные предложения, авторизация). Самым «отвлекающим» приемом является конкретизация: избыточная фиксация деталей фрагмента действительности повышает их значимость для читателя. Самый «полезный» прием — использование контрастных и эмфатических компонентов коммуникативной перспективы высказывания. Несмотря на то что данный прием принимает минимальное участие в формировании эмоции интереса, он способен преодолевать «монотонность» текста и одновременно выделять значимую информацию.
Выводы о самом эксперименте таковы: 1) необходимо учитывать релевантные индивидуальные особенности испытуемых; 2) при использовании методик шкалирования предпочтительнее использовать развернутые обозначения признаков (ср.: конкретный vs. очень конкретный, мне легко наглядно представить это); 3) предпочтительнее использовать семибалльную интервальную шкалу.