XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Учение Эмпедокла о наследовании ребенком свойств родителей

Александра Александровна Пименова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2019-04-19
14:20 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Теория Эмпедокла о механизме наследования ребенком свойств родителей известна нам благодаря свидетельствам Аристотеля, Аэтия и Цензорина. Цензорин (De die natali 6, 6) значительно расширяет информацию, имеющуюся у Аэтия (Diels, Dox. 422), и добавляет к факторам, которые определяют наследование, тепло или холод семени отца. В докладе мы пытаемся решить, противоречит ли изложение Цензорина свидетельству Аэтия или является его расширенной версией.

Тезисы

Теория Эмпедокла о механизме наследовании ребенком свойств родителей известна нам благодаря свидетельствам Аристотеля, Аэтия и Цензорина, при этом Цензорин (De die natali 6, 6) значительно расширяет информацию, имеющуюся у Аэтия (Diels, Dox. 422), и добавляет к факторам, которые определяют наследование, тепло или холод семени отца.
Это, по мнению некоторых ученых, противоречит сообщению Аристотеля (GA I, 18, 723a23; IV, 1, 764a1) о том, что по Эмпедоклу определение пола зависит только от теплоты или холода матки, в которой развивается зародыш; о роли свойств семени Аристотель не говорит.
С другой стороны, Аристотель упоминает о том, что свойства ребенка, согласно Эмпедоклу, представляют собой соединение свойств отца и матери (GA I, 18, 722b5-14; B 63), и Аэтий (Dox. 422) упоминает о потере семенем части тепла как причине несходства с родителем (это предполагает, что более теплое семя другого родителя может оказаться сильнее в аналогичной среде).
В докладе решается вопрос о том, противоречит ли изложение Цензорина свидетельству Аэтия или является его расширенной версией.