Остранение как основа научно-фантастического жанра в кино
Ксения Николаевна Беспалова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2019-04-17
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В данном докладе рассматривается возможность использования понятия «остранение» для определения научно-фантастического жанра в кинематографе. Особенное внимание уделяется рассмотрению фильмов, которые отказываются от иконических образов, что одновременно бросает вызов жанру и смещает теоретический взгляд на иные механизмы, конструирующие диегетический мир научно-фантастического фильма.
Тезисы
Присутствие повторяющихся иконических объектов, таких как космический корабль, робот, суперкомпьютер, указывают на то, что фильм, который смотрит зритель, является научной фантастикой. Исследователь Гэри Вульф считал подобные образы индикаторами жанра, подчеркивая, что их притягательность заключается в удерживании напряжения между познанным и непознанным.
Тем не менее, можно обнаружить достаточное количество фильмов, которые либо вовсе отказываются от икон, либо сводят их появление к минимуму («Медленное действие» Бена Риверса, «Лобстер» Йоргоса Лантимоса, «Альфавиль» Жан-Люка Годара). В данном случае ясно, что не иконические образы, а создание особенной научно-фантастической визуальности (для описания которой Вивиан Собчак использовала термин science fiction look) является решающим в идентификации фильма как научно-фантастического. Поэтому для характеристики жанра более адекватным представляется понятие «когнитивное остранение», введенное в исследования научной фантастики Дарко Сувином.
Когнитивное отстранение в данном случае значит, во-первых, что мир, представленный в произведение намеренно «странный» по отношению к эмпирической реальности читателя или зрителя, а, во-вторых, что «странность» основана на элементах реальности, которая логическим образом преобразована. Без постоянного сопоставления с реальностью научная-фантастика как минимум потеряла бы «научный» элемент.
Понятие «отстранение», восходящее к идеям В. Б. Шкловского и Б. Брехта и будучи адаптированным в контексте рассмотрения научной фантастики, становится проблемным, что подчеркивает Симон Шпигель, так как подобное кино должно нормализировать и объяснить «странное» внутри диегезиса. В данном докладе я рассматриваю возможность использования понятия «остранение» как основу жанра научной фантастики, уделяя особенное внимание рассмотрению тому, каким образом фильмы, намерено отказывающиеся от икон, добиваются данного эффекта, ведь именно для них остранение становится решающим для конструирования художественного мира.
Тем не менее, можно обнаружить достаточное количество фильмов, которые либо вовсе отказываются от икон, либо сводят их появление к минимуму («Медленное действие» Бена Риверса, «Лобстер» Йоргоса Лантимоса, «Альфавиль» Жан-Люка Годара). В данном случае ясно, что не иконические образы, а создание особенной научно-фантастической визуальности (для описания которой Вивиан Собчак использовала термин science fiction look) является решающим в идентификации фильма как научно-фантастического. Поэтому для характеристики жанра более адекватным представляется понятие «когнитивное остранение», введенное в исследования научной фантастики Дарко Сувином.
Когнитивное отстранение в данном случае значит, во-первых, что мир, представленный в произведение намеренно «странный» по отношению к эмпирической реальности читателя или зрителя, а, во-вторых, что «странность» основана на элементах реальности, которая логическим образом преобразована. Без постоянного сопоставления с реальностью научная-фантастика как минимум потеряла бы «научный» элемент.
Понятие «отстранение», восходящее к идеям В. Б. Шкловского и Б. Брехта и будучи адаптированным в контексте рассмотрения научной фантастики, становится проблемным, что подчеркивает Симон Шпигель, так как подобное кино должно нормализировать и объяснить «странное» внутри диегезиса. В данном докладе я рассматриваю возможность использования понятия «остранение» как основу жанра научной фантастики, уделяя особенное внимание рассмотрению тому, каким образом фильмы, намерено отказывающиеся от икон, добиваются данного эффекта, ведь именно для них остранение становится решающим для конструирования художественного мира.