Роман Д. Тартт «Щегол» в контексте творчества автора и американской традиции
Василиса Олеговна Прохорова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2019-04-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлен анализ переосмысленной
американской традиции через призму романа Донны Тартт (1963, Tartt) «Щегол», опубликованного в 2013 г. При
сопоставлении «Щегла» с предыдущими романами автора, «Тайной историей» (1992) и
«Маленьким другом» (2002), обнаруживается ряд закономерностей (отказ от
«американской мечты» и утверждение идеи труда, формирование новых типов героев, стилевое подражание
региональным литературам и пр.), которые позволяют создать новую интерпретацию
текста.
Тезисы
В романах «Тайная
история» (1992), «Маленький друг» (2002) и «Щегол» (2013) Донна Тартт (1963, Tartt) переосмысляет традиции американской литературы.
Через сопоставление главных героев романов, проходящих инициацию, взрослеющих и ищущих свой путь, прослеживается формирование нового национального характера: молодого человека или подростка из неблагополучной семьи, пытающегося найти своё место в мире; он бежит из дома в надежде на новую жизнь, в поисках любящих его людей, но прежде ему предстоит переступить через свои иллюзии.
Тексты стилизованы под региональную традицию описываемого края. Так, в романе «Маленький друг» с первых строк чувствуется воздействие переосмысленного «южного мифа»: комплекс вины, зацикленность на прошлом (смерть брата Гарриет, главной героини), значение церкви и религии в семье.
Многоэтнический и разноклассовый состав персонажей романов Тартт складывается в галерею разнообразных характеров: от няни-афроамериканки Иды в «Маленьком друге» и сына украинского шахтера Бориса в «Щегле» до американского аристократа Генри в «Тайной истории». Все персонажи характеризуется по одной схеме, которая может расширяться в процессе развития сюжета: национальность, род занятий и необычная черта характера или внешности.
Концепт «американской мечты» отвергается, однако на основе двух формирующих его идей, идеи труда и идеи достижения целей, формируется два типа героев: герои-защитники и герои-коллекционеры. Труд — важная характеристика героев-защитников: домработница Ида — единственная взрослая работающая женщина в доме Гарриет, которая становится опорой для ребенка; старик Хоби, вечно сидящий за починкой антиквариата, оказывается самым близким Тео человеком. Внешне успешные в достижении намеченных целей герои-коллекционеры, оказывается, идут по пути потерь, ошибок, двойственности и дисгармонии, ставя ценность искусства и интеллигентной жизни превыше всего. В их числе мы находим преподавателя Ричарда Пейпена — Джулиана Морроу, покровительницу Тео миссис Барбур, превращающую все окружающее пространство в музей и перекупщика шедевров живописи Хорста.
В текстах прослеживается синтез художественной и документальной литератур, чаще всего проявляющийся в виде вставок газетных статей, документов, выдержек из читаемых героями книг, реплик из новостных передач по телевидению и т. д. Документальные вставки не просто создают особый контекст происходящих событий, но и помогают читателю опознать одну из важных для интерпретации текста жанровых модификаций произведений — криминальный роман.
Через сопоставление главных героев романов, проходящих инициацию, взрослеющих и ищущих свой путь, прослеживается формирование нового национального характера: молодого человека или подростка из неблагополучной семьи, пытающегося найти своё место в мире; он бежит из дома в надежде на новую жизнь, в поисках любящих его людей, но прежде ему предстоит переступить через свои иллюзии.
Тексты стилизованы под региональную традицию описываемого края. Так, в романе «Маленький друг» с первых строк чувствуется воздействие переосмысленного «южного мифа»: комплекс вины, зацикленность на прошлом (смерть брата Гарриет, главной героини), значение церкви и религии в семье.
Многоэтнический и разноклассовый состав персонажей романов Тартт складывается в галерею разнообразных характеров: от няни-афроамериканки Иды в «Маленьком друге» и сына украинского шахтера Бориса в «Щегле» до американского аристократа Генри в «Тайной истории». Все персонажи характеризуется по одной схеме, которая может расширяться в процессе развития сюжета: национальность, род занятий и необычная черта характера или внешности.
Концепт «американской мечты» отвергается, однако на основе двух формирующих его идей, идеи труда и идеи достижения целей, формируется два типа героев: герои-защитники и герои-коллекционеры. Труд — важная характеристика героев-защитников: домработница Ида — единственная взрослая работающая женщина в доме Гарриет, которая становится опорой для ребенка; старик Хоби, вечно сидящий за починкой антиквариата, оказывается самым близким Тео человеком. Внешне успешные в достижении намеченных целей герои-коллекционеры, оказывается, идут по пути потерь, ошибок, двойственности и дисгармонии, ставя ценность искусства и интеллигентной жизни превыше всего. В их числе мы находим преподавателя Ричарда Пейпена — Джулиана Морроу, покровительницу Тео миссис Барбур, превращающую все окружающее пространство в музей и перекупщика шедевров живописи Хорста.
В текстах прослеживается синтез художественной и документальной литератур, чаще всего проявляющийся в виде вставок газетных статей, документов, выдержек из читаемых героями книг, реплик из новостных передач по телевидению и т. д. Документальные вставки не просто создают особый контекст происходящих событий, но и помогают читателю опознать одну из важных для интерпретации текста жанровых модификаций произведений — криминальный роман.