Расчет мелодического оформления высказываний с выделенностью в татарском языке
Майя Ахатовна Нурисламова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 157
2019-04-19
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен исследованию интонации татарского языка, в частности, описанию
мелодического оформления нейтральных утвердительных высказываний и высказываний
с выделенностью. В качестве материала исследования выступают записи речи
носителей среднего диалекта татарского языка. Мелодические кривые были
проанализированы с помощью алгоритма MOMEL и описаны символами алфавита
INTSINT. На их основе были разработаны правила, позволяющие предсказать
мелодическое оформление для синтагм разной длины. Для проверки разработанных
правил фразы были ресинтезированы и вынесены на перцептивный эксперимент.
Тезисы
Интонационная система татарского языка не
является описанной в полной мере, особенно это касается описаний, которые могут
быть использованы для синтеза речи. Основной задачей данного исследования
является описание мелодического оформления нейтральных утвердительных
высказываний (Ул кич белән мәктәпкә килде.
‘Она вечером в школу пришла’) и
высказываний с выделенностью (Маратның
кызы иртә белән мәктәпкә килдеме? Юк, ул кич
белән мәктәпкә килде. ‘Марата дочь утром в школу пришла? Нет, она вечером в школу пришла’).
Описание производилось с помощью символов INTSINT (International Transcription System for Intonation ‘международная транскрипционная система для интонации’, см. работу Д. Хёрста The analysis by synthesis of speech melody: from data to models 2011 г.).
В качестве материала исследования выступили записи речи шести носителей татарского языка, его среднего (казанского) диалекта. С помощью алгоритма MOMEL были автоматически получены стилизованные мелодические контуры, которые содержали «целевые точки», задающие оформление синтагмы. Данные целевые точки были автоматически закодированы с помощью символов INTSINT. Таким образом в результате были получены наборы символов для синтагм разной длины, с помощью которых, по нашему предположению, можно задавать мелодические контуры для синтеза интонации в татарском языке.
Полученные целевые точки и символы можно разделить на два типа: а) отвечающие за естественность речи; б) отвечающие за моделирование конкретного интонационного контура и/или дополнительное выделение. К первому типу можно отнести повышение частоты основного тона (ЧОТ) на первом ударном слоге синтагмы и чуть в меньшей степени выделение ударных слогов повышением ЧОТ для утвердительных высказываний. Интонация завершенности характеризуется падением на последнем или предпоследнем ударном слоге синтагмы. Выделенность создается с помощью резкого подъема или, реже, падения на ударном слоге выделенного слова. Амплитуда подъема или падения на выделенном слоге заметно больше других движений ЧОТ в синтагме.
Для проверки разработанных правил фразы без выделенности были ресинтезированы с использованием алгоритма ProZed, в результате чего из нейтральных высказываний должны были, по предположению, получиться высказывания с выделенностью на заданном слове. Чтобы это подтвердить, был проведен перцептивный эксперимент с участием носителей татарского языка.
Описание производилось с помощью символов INTSINT (International Transcription System for Intonation ‘международная транскрипционная система для интонации’, см. работу Д. Хёрста The analysis by synthesis of speech melody: from data to models 2011 г.).
В качестве материала исследования выступили записи речи шести носителей татарского языка, его среднего (казанского) диалекта. С помощью алгоритма MOMEL были автоматически получены стилизованные мелодические контуры, которые содержали «целевые точки», задающие оформление синтагмы. Данные целевые точки были автоматически закодированы с помощью символов INTSINT. Таким образом в результате были получены наборы символов для синтагм разной длины, с помощью которых, по нашему предположению, можно задавать мелодические контуры для синтеза интонации в татарском языке.
Полученные целевые точки и символы можно разделить на два типа: а) отвечающие за естественность речи; б) отвечающие за моделирование конкретного интонационного контура и/или дополнительное выделение. К первому типу можно отнести повышение частоты основного тона (ЧОТ) на первом ударном слоге синтагмы и чуть в меньшей степени выделение ударных слогов повышением ЧОТ для утвердительных высказываний. Интонация завершенности характеризуется падением на последнем или предпоследнем ударном слоге синтагмы. Выделенность создается с помощью резкого подъема или, реже, падения на ударном слоге выделенного слова. Амплитуда подъема или падения на выделенном слоге заметно больше других движений ЧОТ в синтагме.
Для проверки разработанных правил фразы без выделенности были ресинтезированы с использованием алгоритма ProZed, в результате чего из нейтральных высказываний должны были, по предположению, получиться высказывания с выделенностью на заданном слове. Чтобы это подтвердить, был проведен перцептивный эксперимент с участием носителей татарского языка.