Контроль движения глаз при понимании речи
Анастасия Андреевна Кромина
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
184
2019-04-17
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Целью
исследования является проверка центральной аксиомы парадигмы «Визуальный мир» — всегда ли люди рефлекторно сразу смотрят на названные объекты? Мы дали задание испытуемым
не смотреть на иллюстрацию, когда называется объект, изображённый на ней.
Сможет ли участник эксперимента полностью контролировать движения своих глаз? Движения глаз испытуемых регистрировались айтрекером EyeLink 1000 Plus с частотой 1000 Гц. Несмотря
на задание, на целевых изображениях наблюдались фиксации. Желание испытуемых
посмотреть на называемый объект действительно рефлекторно и не может подавляться полностью.
Тезисы
Один из методов экспериментального
исследования понимания и порождения речи — парадигма «Визуальный мир» (О. В. Федорова, 2008).
Участник эксперимента видит перед собой объекты или их изображения, при этом движения
его глаз при понимании или порождении речи, связанной с данными объектами,
записываются и подвергаются анализу.
Целью нашего исследования была проверка центральной аксиомы парадигмы
«Визуальный мир» (F. Huettig, 2011) — действительно ли люди всегда рефлекторно сразу смотрят на названные объекты?
Мы провели эксперимент в парадигме «Визуальный
мир»: испытуемые слушали короткие истории, на экране были изображены герои этих
историй. Однако мы попросили испытуемых не смотреть на иллюстрацию в тот
момент, когда называется объект, изображённый на ней. Сможет ли участник
эксперимента контролировать движения своих глаз, подавляя естественную реакцию?
В эксперименте принял участие 21 респондент. Они прослушали 64 экспериментальных истории, состоящие из 3—4 предложений. В 32 историях были выбраны 10 критических слов (существительные и местоимения), объекты-референты которых были изображены на экране. Движения глаз испытуемых регистрировались с частотой 1000 Гц. Мы планировали проверить, будут ли испытуемые рефлекторно смотреть на изображения, несмотря на инструкции, и, если да, будут ли различаться доли фиксаций на референтах местоимений и существительных.
Несмотря на инструкцию «не смотреть на иллюстрацию в тот момент, когда называется объект, изображённый на ней», фиксации на целевом изображении наблюдались. Участники эксперимента чаще смотрели на целевое изображение, когда произносимое слово являлось существительным (вероятность фиксации 20%), а не местоимением (вероятность фиксации 8%). Если участник смотрел на целевое изображение во время звучания слова, то доля времени фиксации составляла 0,76 от времени звучания, когда испытуемый слышал местоимение; и 0,63, когда испытуемый слышал существительное.
Несмотря на то, что смотреть на иллюстрацию в тот момент, когда называется изображённый на ней объект, было запрещено, на целевых изображениях наблюдались фиксации. Таким образом, желание испытуемых посмотреть на называемый объект действительно рефлекторно и не может полностью подавляться.
В эксперименте принял участие 21 респондент. Они прослушали 64 экспериментальных истории, состоящие из 3—4 предложений. В 32 историях были выбраны 10 критических слов (существительные и местоимения), объекты-референты которых были изображены на экране. Движения глаз испытуемых регистрировались с частотой 1000 Гц. Мы планировали проверить, будут ли испытуемые рефлекторно смотреть на изображения, несмотря на инструкции, и, если да, будут ли различаться доли фиксаций на референтах местоимений и существительных.
Несмотря на инструкцию «не смотреть на иллюстрацию в тот момент, когда называется объект, изображённый на ней», фиксации на целевом изображении наблюдались. Участники эксперимента чаще смотрели на целевое изображение, когда произносимое слово являлось существительным (вероятность фиксации 20%), а не местоимением (вероятность фиксации 8%). Если участник смотрел на целевое изображение во время звучания слова, то доля времени фиксации составляла 0,76 от времени звучания, когда испытуемый слышал местоимение; и 0,63, когда испытуемый слышал существительное.
Несмотря на то, что смотреть на иллюстрацию в тот момент, когда называется изображённый на ней объект, было запрещено, на целевых изображениях наблюдались фиксации. Таким образом, желание испытуемых посмотреть на называемый объект действительно рефлекторно и не может полностью подавляться.