Использование художественных фильмов в преподавании РКИ на продвинутом этапе: опыт разработки кинотеки для целевой группы
Дарья Александровна Малеваная-Митарджян
Докладчик
магистрант 2 курса
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
ауд. 215-а
2019-04-19
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Описывается опыт разработки кинотеки для
магистрантов польских вузов, обучающихся по направлениям «Русская филология»
и «Россиеведение» и проходящих стажировку в российском вузе. В кинотеку вошли
фильмы, отражающие различные ключевые периоды и события истории России. К
каждому фильму разрабатываются учебные материалы, включающие тексты, словарики
и задания, направленные прежде всего на формирование лингвострановедческой и
культурологической компетенций и углубление знаний о стране изучаемого языка.
Тезисы
Более 10 лет в Балтийском федеральном университете им. И. Канта
(Калининград) ведется преподавание русского языка как иностранного абитуриентам
и студентам из разных стран. Кроме студентов межфака, русский язык изучают большие однородные группы, например индийские студенты медицинского факультета; также на
протяжении нескольких лет происходит обмен с польскими вузами в рамках
программы «Эразмус». Специфика целевых групп обусловливает актуальную
потребность в разработке материалов, расширяющих программу основных учебников и
способствующих выработке специальных языковых навыков и умений у студентов
конкретной группы. Этими задачами занимаются как сами преподаватели, так и — в
рамках выпускных квалификационных работ — студенты магистратуры по
специальности «Преподавание русского языка как иностранного».
Целью настоящей работы стала
разработка кинотеки российских и советских фильмов и материалов к ней для студентов
(магистрантов) направлений «Россиеведение» и «Русская филология» польских вузов,
с которыми сотрудничает БФУ. Программа бакалавриата по данным специальностям
включает ряд курсов, посвященных истории и культуре России. Углубить эти знания
выпускники бакалавриата и учащиеся следующей ступени могут во время стажировок
в БФУ.
Кинотека включает специально подобранные фильмы, репрезентирующие разные
периоды российской истории и ее ключевые события («Александр Невский», «Сказ про то, как царь Пётр
арапа женил», «Формула любви», «Утомленные солнцем», «Белое солнце пустыни»,
фильмы о Великой Отечественной Войне и др.). Каждый фильм предваряет
материал для преподавателя, характеризующий его учебный (в первую очередь
страноведческий, лингвокультурологический) потенциал, и текст для учащегося, представляющий
ему сам фильм и отраженный в нем исторический отрезок (событие). Фильмы разбиваются
на эпизоды, при этом важно оценивать, следует ли демонстрировать тот или иной фильм учащимся
полностью или фрагментарно. К фрагментам разрабатываются словари новой лексики, лингвокультурологические комментарии,
пред-, при- и послетекстовые задания. Задания ориентированы в большей
степени на формирование лингвострановедческой и культурологической компетенций,
необходимых будущим переводчикам и историкам-россиеведам.