Имена «одиночество», «печаль», «ответственность» как объект концептуального анализа
Татьяна Владимировна Коровина
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 4-у
2019-04-15
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе излагаются результаты концептуального анализа имен одиночество, печаль, ответственность — описания ассоциативно-образных представлений о стоящих за именами абстрактных
феноменах, проявляющихся в несвободной сочетаемости их названий. Источником
материала послужили тексты различных жанров 1990—2018 гг., извлеченные преимущественно
из НКРЯ.
Тезисы
Исследование
опирается в первую очередь на концепцию Л. О. Чернейко, изложенную в ее
монографии «Лингвофилософский анализ абстрактного имени» (1997, 2010), а также
в статье «Лингвистическая релевантность понятия “концепт”» (2007).
Концептуальный анализ — это метод описания значимых для культуры ключевых слов,
бόльшая часть которых представлена абстрактной лексикой. Его объектом является
такой тип несвободной сочетаемости, как «связанная сочетаемость» (термин
принадлежит В. Н. Телии) вторичных предикатов, вступающих в синтагматические
отношения с абстрактным именем в переносных значениях, ограниченных в условиях
своей актуализации. Результатом концептуального анализа является определение
проективных смыслов (термин Чернейко) абстрактных феноменов — тех ассоциативно-образных представлений о них, которые сложились в
культуре и направляют сочетаемость абстрактного имени (АИ). В сочетаемости АИ
они представлены имплицитно, например, в сочетании одиночество напало имплицирована проекция одиночества на
внешнюю недружественную силу — врага.
Выбор слов одиночество, печаль, ответственность продиктован стремлением проанализировать сочетаемость разных по степени абстрактности имен. Выбранные слова, согласно «Русскому семантическому словарю» под ред. Н. Ю. Шведовой, принадлежат к разным семантическим группам, а также занимают разные места на «Шкале конкретности-абстрактности» Чернейко. Как показал концептуальный анализ, понятия ʿодиночествоʾ, ʿпечальʾ и ʿответственностьʾ, будучи различными феноменами невидимого мира, проецируются в сознании носителей русской культуры на различные явления физического мира. Так, одиночество проецируется, например, на водоем (погрузиться в одиночество, глубокое одиночество), на туман (одиночество рассеялось), на хищника (одиночество грызет); мыслится как эмпирически воспринимаемый предмет (чувствовать одиночество), болезнь (хроническое одиночество, эпидемия одиночества, страдать от одиночества, лечить одиночество), опасность (риск одиночества) и даже как источник материальных потерь (убытки от одиночества). Печаль метафорически мыслится как яма или даже пропасть (впасть в печаль; повергнуть в печаль), как враг (печаль напала), как туман (рассеять печаль). Сочетаемость имени ответственность имплицирует такие проективные смыслы, как ‘материальный предмет’ (нести ответственность; взять на себя ответственность), ‘пространство’ (зона ответственности; ограничить ответственность) и др.
Анализ окказиональной, авторской сочетаемости имен одиночество, печаль, ответственность показал, что в художественной и публицистической сферах представлены те же ассоциативные образы абстрактных феноменов, что демонстрирует узуальная сочетаемость их имен, но есть и отступления.
Выбор слов одиночество, печаль, ответственность продиктован стремлением проанализировать сочетаемость разных по степени абстрактности имен. Выбранные слова, согласно «Русскому семантическому словарю» под ред. Н. Ю. Шведовой, принадлежат к разным семантическим группам, а также занимают разные места на «Шкале конкретности-абстрактности» Чернейко. Как показал концептуальный анализ, понятия ʿодиночествоʾ, ʿпечальʾ и ʿответственностьʾ, будучи различными феноменами невидимого мира, проецируются в сознании носителей русской культуры на различные явления физического мира. Так, одиночество проецируется, например, на водоем (погрузиться в одиночество, глубокое одиночество), на туман (одиночество рассеялось), на хищника (одиночество грызет); мыслится как эмпирически воспринимаемый предмет (чувствовать одиночество), болезнь (хроническое одиночество, эпидемия одиночества, страдать от одиночества, лечить одиночество), опасность (риск одиночества) и даже как источник материальных потерь (убытки от одиночества). Печаль метафорически мыслится как яма или даже пропасть (впасть в печаль; повергнуть в печаль), как враг (печаль напала), как туман (рассеять печаль). Сочетаемость имени ответственность имплицирует такие проективные смыслы, как ‘материальный предмет’ (нести ответственность; взять на себя ответственность), ‘пространство’ (зона ответственности; ограничить ответственность) и др.
Анализ окказиональной, авторской сочетаемости имен одиночество, печаль, ответственность показал, что в художественной и публицистической сферах представлены те же ассоциативные образы абстрактных феноменов, что демонстрирует узуальная сочетаемость их имен, но есть и отступления.