Самоидентификация женских персонажей в автобиографических текстах Элишки Красногорской и Зофки Кведер
Софья Анатольевна Токаревских
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 201
2019-04-16
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад является частью
исследования женских автобиографических и биографических текстов с точки зрения
гендерного литературоведения и феномена «женского письма». Материалом для работы
служат произведения чешской писательницы Элишки Красногорской (1847—1926, Krásnohorská)
и словенской писательницы Зофки Кведер (1878—1926, Kveder). В докладе анализируются
автобиографические сборники: «Из моей молодости» (1920), «Что принесли годы» (1928) и
«Литературная конфессия» (1947) Э. Красногорской, «Моя подруга» (1900) и «Владка, Митка, Мирица» (1928) З.
Кведер.
Тезисы
В докладе рассматривается
лишь одна из проблем, затрагиваемых в обширном исследовании автобиографических
и биографических текстов славянских писательниц, — самоидентификация и
саморепрезентация женских персонажей.
Для сравнения были выбраны произведения двух писательниц: чешской — Элишки Красногорской (1847—1926, Krásnohorská) и словенской Зофки Кведер (1878—1926, Kveder). Этот выбор не случаен и обосновывается следующим образом: родившиеся в Австро-Венгрии, в начале XX в. обе они были яркими фигурами в литературной жизни, активно занимались писательской деятельностью, критикой и переводами, внесли большой вклад в развитие феминистского движения в своих странах, участвовали в борьбе за доступность образования для женщин и т. д. Но несмотря на то, что после их смерти издавались полные сборники их творчества, в канон они не вошли и на данный момент практически забыты. В России их творчество не было ни переведено, ни исследовано.
В работе предметом анализа, в том числе сравнительного, станут произведения из следующих сборников: «Из моей молодости» (1920), «Что принесли годы» (1928) и «Литературная конфессия» (1947) Э. Красногорской, «Моя подруга» (1900) (отдельная повесть) и «Владка, Митка, Мирица» (1928) З. Кведер. Они не являются автобиографией в чистом виде, хотя почти все содержат тождество автора, повествователя и героя, что в первую очередь определяет автобиографию по Ф. Лежёну (р. 1938, Lejeune). Они принадлежат к другим жанрам (очерк, рассказ, повесть, мемуары), но их автобиографичность отрицать невозможно.
В основе исследования лежит концепция идентичности, развитие которой началось, согласно А. Ассман (р. 1947, Assmann), в 80-е гг. XX в. Кроме отношения к себе как к личности, самоидентификация, что более важно в данной работе, — это вопрос соответствия как собственным представлениям о себе, так и общественным ожиданиям, социальным ролям. Эта проблема рассматривается на автобиографических описаниях женщин-писательниц, выбравших столь необычную для славянских женщин в начале XX в. профессию. Из множества возможных идентичностей персонажи Кведер размышляют о собственной семейной (материнской и дочерней) и гендерной идентичности, что почти не встречается у Красногорской, так как её персонажи в большей степени говорят о национальной и профессиональной идентичности.
Для сравнения были выбраны произведения двух писательниц: чешской — Элишки Красногорской (1847—1926, Krásnohorská) и словенской Зофки Кведер (1878—1926, Kveder). Этот выбор не случаен и обосновывается следующим образом: родившиеся в Австро-Венгрии, в начале XX в. обе они были яркими фигурами в литературной жизни, активно занимались писательской деятельностью, критикой и переводами, внесли большой вклад в развитие феминистского движения в своих странах, участвовали в борьбе за доступность образования для женщин и т. д. Но несмотря на то, что после их смерти издавались полные сборники их творчества, в канон они не вошли и на данный момент практически забыты. В России их творчество не было ни переведено, ни исследовано.
В работе предметом анализа, в том числе сравнительного, станут произведения из следующих сборников: «Из моей молодости» (1920), «Что принесли годы» (1928) и «Литературная конфессия» (1947) Э. Красногорской, «Моя подруга» (1900) (отдельная повесть) и «Владка, Митка, Мирица» (1928) З. Кведер. Они не являются автобиографией в чистом виде, хотя почти все содержат тождество автора, повествователя и героя, что в первую очередь определяет автобиографию по Ф. Лежёну (р. 1938, Lejeune). Они принадлежат к другим жанрам (очерк, рассказ, повесть, мемуары), но их автобиографичность отрицать невозможно.
В основе исследования лежит концепция идентичности, развитие которой началось, согласно А. Ассман (р. 1947, Assmann), в 80-е гг. XX в. Кроме отношения к себе как к личности, самоидентификация, что более важно в данной работе, — это вопрос соответствия как собственным представлениям о себе, так и общественным ожиданиям, социальным ролям. Эта проблема рассматривается на автобиографических описаниях женщин-писательниц, выбравших столь необычную для славянских женщин в начале XX в. профессию. Из множества возможных идентичностей персонажи Кведер размышляют о собственной семейной (материнской и дочерней) и гендерной идентичности, что почти не встречается у Красногорской, так как её персонажи в большей степени говорят о национальной и профессиональной идентичности.