Форма отсутствия в творчестве Дж. С. Фоера
Александра Олеговна Малкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2019-04-18
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В исследовании выдвигается тезис о необходимости рассмотреть категорию отсутствия в дебютном романе Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» («Everything is Illuminated») как элемент, раскрываемый на множестве уровней и выражающий господствующую идею романа.
Тезисы
В процессе анализа поэтики романа Дж. С. Фоера (1977, Foer) «Полная иллюминация» («Everything is Illuminated») был обнаружен такой важный элемент смысловой составляющей романа, как форма отсутствия. Эта категория была выявлена на нескольких уровнях романа.
1. На мифологическом. Начиная с зари человечества миф служил инструментом заполнения пробелов в знании законов природы или понимании логики окружающего мира. Создавая предание об истоках своего рода, главный герой пытается сохранить целостность мира и канвы повествования.
2. На пространственном. Пункта назначения путешествия Джонатана, героя романа, не существует — родной штетл его деда был стерт с лица земли в годы Второй мировой войны. Эта дорога в никуда — аллегория мысленного возвращения к событиям Холокоста у поколения пост-памяти, безуспешной попытки объяснить эти события с точки зрения морали.
3. На языковом. Главная функция косноязычия — проиллюстрировать невозможность выразить средствами языка путь в пустоту и молчание, которым оказывается путешествие в поисках Трахимброда. С помощью этого приема автор показывает, что локус исчез и путь к нему затруднен. Люди, живущие в Украине, не знают об этих ужасных событиях, не помнят о них, а значит, не могут о них рассказать. Таким образом, язык в романе, представлен не как компетенция, а как отсутствие компетенции.
4. На пейзажном. Бросается в глаза отсутствие традиционного пейзажа в романе. Бетон как символ повсеместной бездушности, закрытости, заполняет все зримое пространство «реального» пласта повествования, в том числе небо. Серость и замкнутость воплощают шоры персонажей книги.
5. На вещественном. Джонатану слишком многого не хватает в его путешествии — места в машине, комнаты в отеле; будучи вегетарианцем в суровой стране, далекой от какой бы то ни было толерантности, он испытывает недостаток даже в еде. Таким образом показано, что у нового поколения отсутствуют средства, чтобы постичь себя через призму событий, в которых его представители не принимали участия.
Итак, форма отсутствия проявляется в романе «Полная иллюминация» на разных смысловых уровнях, но все же выражает одно: путешествие в романе ведет в никуда, так как своим истоком имеет лакуну.
1. На мифологическом. Начиная с зари человечества миф служил инструментом заполнения пробелов в знании законов природы или понимании логики окружающего мира. Создавая предание об истоках своего рода, главный герой пытается сохранить целостность мира и канвы повествования.
2. На пространственном. Пункта назначения путешествия Джонатана, героя романа, не существует — родной штетл его деда был стерт с лица земли в годы Второй мировой войны. Эта дорога в никуда — аллегория мысленного возвращения к событиям Холокоста у поколения пост-памяти, безуспешной попытки объяснить эти события с точки зрения морали.
3. На языковом. Главная функция косноязычия — проиллюстрировать невозможность выразить средствами языка путь в пустоту и молчание, которым оказывается путешествие в поисках Трахимброда. С помощью этого приема автор показывает, что локус исчез и путь к нему затруднен. Люди, живущие в Украине, не знают об этих ужасных событиях, не помнят о них, а значит, не могут о них рассказать. Таким образом, язык в романе, представлен не как компетенция, а как отсутствие компетенции.
4. На пейзажном. Бросается в глаза отсутствие традиционного пейзажа в романе. Бетон как символ повсеместной бездушности, закрытости, заполняет все зримое пространство «реального» пласта повествования, в том числе небо. Серость и замкнутость воплощают шоры персонажей книги.
5. На вещественном. Джонатану слишком многого не хватает в его путешествии — места в машине, комнаты в отеле; будучи вегетарианцем в суровой стране, далекой от какой бы то ни было толерантности, он испытывает недостаток даже в еде. Таким образом показано, что у нового поколения отсутствуют средства, чтобы постичь себя через призму событий, в которых его представители не принимали участия.
Итак, форма отсутствия проявляется в романе «Полная иллюминация» на разных смысловых уровнях, но все же выражает одно: путешествие в романе ведет в никуда, так как своим истоком имеет лакуну.