XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Метр и ритм в теоретических работах Андрея Белого

Мелания Петровна Калинина
Докладчик
студент 3 курса
НИУ ВШЭ СПб

ауд. 188
2019-04-18
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Становление стиховедения как науки в России в первой трети XX в. во многом связано с именем А. Белого. Ключевой проблемой его исследований была проблема взаимоотношения метра и ритма. Однако позднее стиховедческое наследие Белого практически не изучено. М. Л. Гаспаров пишет о двух концепциях Белого — времени «Символизма» (удачной) и времени «Ритма как диалектики…» (неудачной). Однако, рассмотрение промежуточных работ Белого позволяет утверждать если не целостность, то по крайней мере последовательность концепции, что является задачей исследования.

Тезисы

Становление стиховедения как науки в России в первой трети XX в. во многом связано с именем А. Белого. Поднятые им проблемы стали ключевыми как в исследованиях его современников, так и в наши дни, несмотря на то, что зачастую его выводы и методы подвергаются критике. Однако (при всей общеизвестности вклада Белого в науку о стихе) многие его материалы и источники остаются неизученными.
Между наиболее известными статьями из сборника «Символизм» (1910 г.) и исследованием «Ритм как диалектика и “Медный всадник”» (1929 г.) хронологически расположены менее известные стиховедческие статьи, лекции, а также деятельность Ритмического кружка, результатом которой послужил неопубликованный «Учебник ритма». М. Л. Гаспаров пишет о двух концепциях Белого — времени «Символизма» (удачной) и времени «Ритма как диалектики…» (неудачной). Однако, рассмотрение промежуточных работ Белого позволяет утверждать если не целостность концепции, то по крайней мере ее последовательность, доказательство чего является задачей исследования.
Проблема взаимоотношения метра и ритма становится одной из ключевых для Белого. Она связана с категориями формы и содержания в художественном произведении. В этом контексте Белый в своих ранних исследованиях начинает с формы, говоря о необходимости разработать средства для ее описания. Таким образом, возникают «формальные» определения метра и ритма в их взаимосвязи: ритм представляется как отступление от метра, а метр — как «кристаллизовавшийся» ритм. Однако Белый отмечает, что такое исследование — исследование лишь элементов ритма, а определения приняты условно, так как ритм является цельным неделимым формо-содержанием. Такое понимание ритмики не случайно, так как в начале XX в. понятие «ритм» является универсальным, идеологически важным, наряду с «культурой», «цивилизацией» и т. д. Общее понимание Белым ритма исходит из его философских представлений и тесно связно с вопросами музыки. Также Белый понимает ритм как длящееся единство, неотделимое от процесса творчества и восприятия стихотворного текста, поэтому пропуски ударений объединялись им в ритмические фигуры.
В следующих работах Белый пишет уже о связи ритма с содержанием, точнее, сам ритм становится интонационно-смысловым жестом. Этот этап Белый предполагал еще в статье «Опыт характеристики…», но подход к нему был разработан позднее, с помощью формулы одного из участников Ритмического кружка. Этот же аспект отражен в определении ритма как мелодии в статье «Будем искать мелодии». Метр в концепции Белого находится в нескольких смысловых оппозициях с ритмом: метр как разложение на части, ритм как целое; статичность метра и динамичность ритма; метр как механизм, ритм как организм. Однако их взаимосвязь достаточно сложна и является скорее иерархической, чем равной оппозиционной.