Метр и ритм в теоретических работах Андрея Белого
Мелания Петровна Калинина
Докладчик
студент 3 курса
НИУ ВШЭ СПб
НИУ ВШЭ СПб
ауд. 188
2019-04-18
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Становление стиховедения как науки в России в первой трети
XX в. во многом связано с именем А. Белого. Ключевой проблемой его исследований
была проблема взаимоотношения метра и ритма. Однако позднее стиховедческое
наследие Белого практически не изучено. М. Л. Гаспаров пишет о двух концепциях
Белого — времени «Символизма» (удачной) и времени «Ритма как диалектики…» (неудачной).
Однако, рассмотрение промежуточных работ Белого позволяет утверждать если не
целостность, то по крайней мере последовательность концепции, что является задачей
исследования.
Тезисы
Становление стиховедения как науки в России в первой трети
XX в. во многом связано с именем А. Белого. Поднятые им проблемы стали
ключевыми как в исследованиях его современников, так и в наши дни, несмотря на
то, что зачастую его выводы и методы подвергаются критике. Однако (при всей общеизвестности вклада Белого в науку о стихе) многие его материалы и источники
остаются неизученными.
Между наиболее
известными статьями из сборника «Символизм» (1910 г.) и исследованием «Ритм как
диалектика и “Медный всадник”» (1929 г.) хронологически расположены менее
известные стиховедческие статьи, лекции, а также деятельность Ритмического
кружка, результатом которой послужил неопубликованный «Учебник ритма».
М. Л. Гаспаров пишет о двух концепциях Белого — времени «Символизма»
(удачной) и времени «Ритма как диалектики…» (неудачной). Однако, рассмотрение
промежуточных работ Белого позволяет утверждать если не целостность концепции,
то по крайней мере ее последовательность, доказательство чего является задачей исследования.
Проблема взаимоотношения метра и ритма становится одной из
ключевых для Белого. Она связана с категориями формы и содержания в
художественном произведении. В этом контексте Белый в своих ранних
исследованиях начинает с формы, говоря о необходимости разработать средства для
ее описания. Таким образом, возникают «формальные» определения метра и ритма в
их взаимосвязи: ритм представляется как отступление от метра, а метр — как
«кристаллизовавшийся» ритм. Однако Белый отмечает, что такое исследование — исследование
лишь элементов ритма, а определения приняты условно, так как ритм является
цельным неделимым формо-содержанием. Такое понимание ритмики не случайно, так
как в начале XX в. понятие «ритм» является универсальным, идеологически
важным, наряду с «культурой», «цивилизацией» и т. д. Общее понимание Белым ритма
исходит из его философских представлений и тесно связно с вопросами музыки. Также
Белый понимает ритм как длящееся единство, неотделимое от процесса творчества и
восприятия стихотворного текста, поэтому пропуски ударений объединялись им в ритмические
фигуры.
В следующих работах Белый пишет уже о связи ритма с содержанием, точнее, сам ритм становится интонационно-смысловым жестом. Этот этап Белый предполагал
еще в статье «Опыт характеристики…», но подход к нему был разработан позднее, с
помощью формулы одного из участников Ритмического кружка. Этот же аспект
отражен в определении ритма как мелодии в статье «Будем искать мелодии». Метр в
концепции Белого находится в нескольких смысловых оппозициях с ритмом: метр как
разложение на части, ритм как целое; статичность метра и динамичность ритма;
метр как механизм, ритм как организм. Однако их взаимосвязь достаточно сложна и
является скорее иерархической, чем равной оппозиционной.