Лексическое своеобразие речи повествователей в цикле повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Анастасия Евгеньевна Сур
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
ауд. 4-у
2019-04-16
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается проблема разграничения образа автора и образа повествователя с
помощью анализа лексических средств в цикле повестей «Вечера на хуторе близ
Диканьки» Н. В. Гоголя.
Рудый Панько — человек,
который, по замыслу Гоголя, составил сборник рассказов. Однако, помимо него, перед нами предстают и другие рассказчики.
Показательными для
различения повествователей или же для восприятия разных повествователей как
одного и того же человека являются бранные слова, негативно-оценочные лексемы, украинизмы,
способы описания одинаковых явлений.
Тезисы
Разграничение образа
автора и образа повествователя — один из вопросов, который волнует
литературоведов и языковедов. В цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Н. В. Гоголь рисует образы трех разных повествователей, чтобы скрыть истинный
лик повествователя. Рудый Панько — человек, который, по замыслу Гоголя, составил
сборник рассказов о событиях, происходивших в Диканьке. Именно он больше всех
приближен к читателю. С помощью анализа лексических, фразеологических и
синтаксических средств мы понимаем, что, помимо Рудого Панька, перед нами
предстают и другие личности-рассказчики. Показательными для различения
повествователей или же, наоборот, для восприятия формально разных
повествователей как одного и того же человека являются бранные слова и
сочетания типа бреше, сучий москаль,
брешут сучи бабы!, дрянь
и др., иные негативно-оценочные лексемы (проклятый, негодный и др.),
употребленные повествователем в каждом из текстов, наличие или отсутствие
украинизмов в речи повествователей, а также способы описания повествователями
одинаковых явлений (употребляют ли они синонимы, сходные конструкции или вообще
пользуются одними и теми же выражениями). Нами рассмотрены способы описания
повествователями одинаковых явлений, построение синонимических рядов при
описании лица и др. Если предположить, что все три повествователя действительно
являются тремя отдельными личностями, то в их речи должна наблюдаться разница в
употреблении синонимов, различающихся степенью детализации, наличием различных
признаков в основе наименования и др. К примеру, рассматриваются лексемы глаза
и очи, рожа и лицо. Мы видим, что предпочтение всех трех названных
разными именами повествователей отдается словам лицо и глаза, а
не рожа и очи. Таким образом, мы приходим к заключению, что по
лексическому составу повестей нельзя сказать, что они рассказаны разными лицами;
более того, мы склонны считать, что повествователем во всех произведениях
выступает один человек, а именно Рудый Панько. По всей видимости, Гоголь
пытается создать иллюзию присутствия в текстах нескольких повествователей. Он называет
отдельно всех повествователей и представляет их читателю в предисловии, однако можно
предположить, что это игра, рассчитанная на наивного читателя, в то время как
читатель, имеющий опыт в интерпретации текстов, поймет замысел автора.