Пародирование литературной традиции в прозе А. Н. Толстого
Мария Александровна Понкратова
Докладчик
студент 4 курса
Московский педагогический государственный университет
Московский педагогический государственный университет
ауд. 188
2019-04-18
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено
изучению пародирования литературной традиции в творчестве А. Н.
Толстого на примере «Приключений Растегина» (1913 г.) и «Рукописи, найденной под
кроватью» (1923 г.). Переосмысление существующих сюжетов, композиций и мотивов у
предшественников и современников способствовало созданию комического эффекта в
произведениях Толстого на злободневные темы. В докладе анализируются
особенности интерпретации заимствованных форм и образов, идей и способов их пародирования
в творчестве Толстого.
Тезисы
Общей
чертой в творчестве писателей первой трети XX в. можно назвать осмысление задач литературы нового века и
стремление выявить в комплексе идей, образов, даже композиционных схем то, что
уже стало литературной классикой, что мнилось устаревшим, достойным осмеяния
или пародирования (В. Маяковский, Ф. К. Сологуб). В число этих писателей входит и А. Н.
Толстой, указывавший в письмах и статьях на «бессмертные типы» и историческое
литературное полотно, которые с каждым последующим поколением переосмысляются,
приобретают новые черты.
Цель исследования — проанализировать способы пародирования и их
функциональный диапазон в творчестве Толстого, особенности интерпретации
сюжетов, связанных с существующей литературной традицией, и функцию пародирования на примере произведений «Приключения Растегина» (1913 г.) и
«Рукопись, найденная под кроватью» (1923 г.).
«Приключения
Растегина» Толстого сопоставляется многими исследователями (А. М. Крючкова, Е. А. Извозчикова) с «Мертвыми душами» (1842 г.) Н. В. Гоголя. В этих произведениях находит свое место воплощение типа авантюрного героя и мотив пути.
Портрет героя-дельца у Толстого приобретает гиперболизированный
комический характер: в отличие от Чичикова, им уже не движет желание улучшить
собственное положение в обществе. В произведении описывается погоня Растегина за
стилем 20–х гг. по наущению друга-художника. Исследователи упускают часто
«предмет погони» и в протообразце, и у Толстого. Объяснение образа-миража в
обоих произведениях и позволяет охарактеризовать не только героя, но и эпоху.
Фрагментарность
композиции и использование роли повествователя для описания трагизма происходящих
событий являются общими моментами у «Рукописи, найденной под кроватью»,
«Красного смеха» (1905 г.) Л. Н. Андреева и «Драмы на охоте» (1884 г.) А. П. Чехова. Однако
трагедия, носящая апокалиптический характер у Андреева, в произведении Толстого
фельетонизируется, приобретает комический эффект за счет добровольного отказа героев
от постижения масштабов происходящего и сосредоточенности на собственной
персоне. Функция пародии в «Рукописи» будет антитетична андреевской.
Диалог и
полемика с классиками у Толстого позволяет открыть под новым углом зрения
и классиков, и его собственный стиль.