XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Пародирование литературной традиции в прозе А. Н. Толстого

Мария Александровна Понкратова
Докладчик
студент 4 курса
Московский педагогический государственный университет

ауд. 188
2019-04-18
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено изучению пародирования литературной традиции в творчестве А. Н. Толстого на примере «Приключений Растегина» (1913 г.) и «Рукописи, найденной под кроватью» (1923 г.). Переосмысление существующих сюжетов, композиций и мотивов у предшественников и современников способствовало созданию комического эффекта в произведениях Толстого на злободневные темы. В докладе анализируются особенности интерпретации заимствованных форм и образов, идей и способов их пародирования в творчестве Толстого.

Тезисы

Общей чертой в творчестве писателей первой трети XX в. можно назвать осмысление задач литературы нового века и стремление выявить в комплексе идей, образов, даже композиционных схем то, что уже стало литературной классикой, что мнилось устаревшим, достойным осмеяния или пародирования (В. Маяковский, Ф. К. Сологуб). В число этих писателей входит и А. Н. Толстой, указывавший в письмах и статьях на «бессмертные типы» и историческое литературное полотно, которые с каждым последующим поколением переосмысляются, приобретают новые черты.
Цель исследования — проанализировать способы пародирования и их функциональный диапазон в творчестве Толстого, особенности интерпретации сюжетов, связанных с существующей литературной традицией, и функцию пародирования на примере произведений «Приключения Растегина» (1913 г.) и «Рукопись, найденная под кроватью» (1923 г.). «Приключения Растегина» Толстого сопоставляется многими исследователями (А. М. Крючкова, Е. А. Извозчикова) с «Мертвыми душами» (1842 г.) Н. В. Гоголя. В этих произведениях находит свое место воплощение типа авантюрного героя и мотив пути. Портрет героя-дельца у Толстого приобретает гиперболизированный комический характер: в отличие от Чичикова, им уже не движет желание улучшить собственное положение в обществе. В произведении описывается погоня Растегина за стилем 20–х гг. по наущению друга-художника. Исследователи упускают часто «предмет погони» и в протообразце, и у Толстого. Объяснение образа-миража в обоих произведениях и позволяет охарактеризовать не только героя, но и эпоху.
Фрагментарность композиции и использование роли повествователя для описания трагизма происходящих событий являются общими моментами у «Рукописи, найденной под кроватью», «Красного смеха» (1905 г.) Л. Н. Андреева и «Драмы на охоте» (1884 г.) А. П. Чехова. Однако трагедия, носящая апокалиптический характер у Андреева, в произведении Толстого фельетонизируется, приобретает комический эффект за счет добровольного отказа героев от постижения масштабов происходящего и сосредоточенности на собственной персоне. Функция пародии в «Рукописи» будет антитетична андреевской. Диалог и полемика с классиками у Толстого позволяет открыть под новым углом зрения и классиков, и его собственный стиль.