Концепт-топоним «Кавказ» по результатам ассоциативного эксперимента
Майя Анатольевна Реутова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 215-а
2019-04-18
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлены результаты
свободного ассоциативного эксперимента на слово-стимул Кавказ в сопоставлении с данными, нашедшими отражение в «Русском ассоциативном словаре» Ю. Н. Караулова и в магистерской диссертации И. В. Корольковой, защищенной в 2011 году. Проведение
повторного эксперимента обусловлено чрезвычайно быстрой сменой концептуальных
признаков в описываемом топониме, что объясняется новыми экстралингвистическими
факторами, повлиявшими на актуализацию тех или иных характеристик в номинации рассматриваемого региона.
Тезисы
С политической,
экономической, исторической и культурной точек зрения Кавказ является одним из
самых важных регионов России. В ходе исследования решались следующие задачи: 1)
собрать ассоциации о концепте-топониме Кавказ; 2) классифицировать
результаты по выделенным группам; 3) проанализировать реакции на уровне
групп/возраста/гендера; 4) провести сопоставительный анализ реакций; 5) сделать
выводы о динамике развития топонима Кавказ с точки зрения его
концептуальных признаков.
Анкетирование проводилось среди людей разного возраста от 13 до 64 лет. В опросе приняло участие 164 человека, из них 120 женщин и 44 мужчины. В отличие от работ Ю. Н. Караулова и И. В. Корольковой, мы учитывали возраст и пол респондентов. 407 полученных ассоциаций было разделено на четыре группы: география; этнография; отражение концепта в русской культуре; оценка, личностное восприятие. В первую группу вошли объекты физической (рельеф, ландшафт, растения, климат и т. д.) и политической (политико-административное устройство, социально-политическая ситуация, исторические и политические деятели) географии. Этнографию представляют подгруппы: быт и образ жизни, напитки, одежда и предметы обихода, религия, жильё, традиции и др. В третью группу входят ассоциации, отражающие влияние Кавказа на разные сферы русской культуры: литературу, кинематограф, музыку, спорт, отдых, пословицы и т. д. Последняя группа включает разнообразные лексические средства, которые относятся к индивидуальному восприятию природы и народов Кавказа. Среди полученных реакций есть горы, шашлык, Лермонтов, лезгинка и др., которые логичны и предсказуемы, а также красные мокасины, баклажан, БПАН, КРА и др., которые могут рассматриваться как неожиданные.
Таким образом, внутри каждой группы были выявлены ассоциации, сходные с результатами предшествующих исследований, и ассоциации, впервые обнаруженные в результате предпринятого эксперимента. Кроме того, выявлены наиболее частотные реакции, а также ассоциации, обусловленные гендерными предпочтениями в той или иной группе и возрастными параметрами испытуемых. Ассоциации на слово-концепт Кавказ позволили отметить понижение уровня образованности членов социума, проникновение жаргонизмов в повседневный словарный запас. Реакции членов социума на слово-стимул Кавказ дают возможность определить состояние духовного здоровья этноса и в какой-то мере установить направленность динамики этносоциокультурных норм поведения. Состав и структура ассоциативно-вербального поля концепта «Кавказ», обнаруживающие языковое отражение тематических связей, позволяют использовать результаты исследования в практике преподавания русского языка в иностранной аудитории при обсуждении геополитических проблем, которые неизменно вызывают интерес у изучающих русский язык.
Анкетирование проводилось среди людей разного возраста от 13 до 64 лет. В опросе приняло участие 164 человека, из них 120 женщин и 44 мужчины. В отличие от работ Ю. Н. Караулова и И. В. Корольковой, мы учитывали возраст и пол респондентов. 407 полученных ассоциаций было разделено на четыре группы: география; этнография; отражение концепта в русской культуре; оценка, личностное восприятие. В первую группу вошли объекты физической (рельеф, ландшафт, растения, климат и т. д.) и политической (политико-административное устройство, социально-политическая ситуация, исторические и политические деятели) географии. Этнографию представляют подгруппы: быт и образ жизни, напитки, одежда и предметы обихода, религия, жильё, традиции и др. В третью группу входят ассоциации, отражающие влияние Кавказа на разные сферы русской культуры: литературу, кинематограф, музыку, спорт, отдых, пословицы и т. д. Последняя группа включает разнообразные лексические средства, которые относятся к индивидуальному восприятию природы и народов Кавказа. Среди полученных реакций есть горы, шашлык, Лермонтов, лезгинка и др., которые логичны и предсказуемы, а также красные мокасины, баклажан, БПАН, КРА и др., которые могут рассматриваться как неожиданные.
Таким образом, внутри каждой группы были выявлены ассоциации, сходные с результатами предшествующих исследований, и ассоциации, впервые обнаруженные в результате предпринятого эксперимента. Кроме того, выявлены наиболее частотные реакции, а также ассоциации, обусловленные гендерными предпочтениями в той или иной группе и возрастными параметрами испытуемых. Ассоциации на слово-концепт Кавказ позволили отметить понижение уровня образованности членов социума, проникновение жаргонизмов в повседневный словарный запас. Реакции членов социума на слово-стимул Кавказ дают возможность определить состояние духовного здоровья этноса и в какой-то мере установить направленность динамики этносоциокультурных норм поведения. Состав и структура ассоциативно-вербального поля концепта «Кавказ», обнаруживающие языковое отражение тематических связей, позволяют использовать результаты исследования в практике преподавания русского языка в иностранной аудитории при обсуждении геополитических проблем, которые неизменно вызывают интерес у изучающих русский язык.