XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Метрико-строфические эксперименты М. И. Лопатто

Дарья Николаевна Воробьёва
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2019-04-19
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен описанию метрики и строфики М. И. Лопатто (1892—1981 гг.) — поэта, переводчика, литературоведа, одного из основателей кружка «Омфалитический Олимп», разрабатывавшего идею «Нового Возрождения». Выявляется специфика ее воплощения в поэзии Лопатто. Показано, что нейтральность метрики компенсируется усложненностью строфики: используются экзотические формы — западные (сонет, сицилианская и тосканская октавы, рондо, глосса, баллада) и восточные (газель) по происхождению. «Канонические» формы становятся полем для экспериментов, основой для создания уникальной поэтической системы.

Тезисы

В истории русского стиха начало XX в. является временем  экспериментов; их основными направлениями исследователи справедливо считают, с одной стороны, возрождение утвержденных традицией форм русской и мировой поэзии, с другой — создание новых, экспериментальных «авторских» форм.  К числу писателей, развивавших идеи о необходимости возврата к традициям прошлого для обновления русской поэзии, относится М. И. Лопатто (1892— 1981 гг.) — поэт, переводчик, литературовед, выпускник Петроградского университета, участник Пушкинского семинария С. А. Венгерова, один из основателей кружка «Омфалитический Олимп» и издательства «Омфалос». Известно, что участники «Омфалитического Олимпа» принимали за эстетическую основу творчества идею «Нового Возрождения»: с их точки зрения, русская литература начала XX в. находится в кризисе, «вырождается»; выход на новый путь развития возможен благодаря перестройке всей системы художественных средств на основе традиций восточной и европейской поэзии (античной эпохи, Средних веков, эпохи Возрождения).
В докладе рассматривается вопрос о том, как идея «Нового Возрождения» воплощается в поэтическом творчестве Лопатто; основное внимание уделяется описанию его метрики и строфики. Исследование 152 оригинальных стихотворений, включенных в наиболее полное издание литературного наследия Лопатто «Я не гость, не хозяин — лишь имя…» (2015 г.) позволяет сделать следующие выводы. Метрический репертуар поэта довольно традиционен: преобладают классические размеры, более трех четвертей произведений написаны нейтральными размерами (4-, 5-, 6-стопными ямбами; 4-, 6-стопными хореями, 3-стопными амфибрахием и анапестом). Вместе с тем нейтральность метрических форм компенсируется усложненностью форм строфических. В небольшом по объему корпусе текстов обнаруживается многообразие экзотических форм —  западных (сонет, сицилианская и тосканская октавы, рондо, глосса, баллада) и восточных (газель) по происхождению. Эти строфические формы используются не в переводах, а в оригинальном творчестве; тексты, в которых они встречаются, не являются стилизациями иноязычной поэзии. Принципиально важно, что «канонические» формы становятся в поэзии Лопатто полем для разнонаправленных экспериментов. Так поэт нарушает правила их написания, использует их в «игровых» текстах, содержащих стилистически сниженную лексику; наконец, «канонические» формы выступают у Лопатто основой для создания уникальной художественной системы, связываются с авторской системой образов, мотивов и сюжетов.