Метрико-строфические эксперименты М. И. Лопатто
Дарья Николаевна Воробьёва
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 188
2019-04-19
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен описанию метрики и
строфики М. И. Лопатто (1892—1981 гг.) — поэта, переводчика, литературоведа, одного
из основателей кружка «Омфалитический Олимп», разрабатывавшего идею «Нового
Возрождения». Выявляется специфика ее воплощения в поэзии Лопатто. Показано,
что нейтральность метрики компенсируется усложненностью строфики: используются
экзотические формы — западные (сонет, сицилианская и тосканская октавы, рондо,
глосса, баллада) и восточные (газель) по происхождению. «Канонические» формы
становятся полем для экспериментов, основой для создания уникальной поэтической
системы.
Тезисы
В истории русского стиха начало XX в. является временем экспериментов; их основными направлениями
исследователи справедливо считают, с одной стороны, возрождение утвержденных
традицией форм русской и мировой поэзии, с другой — создание новых, экспериментальных
«авторских» форм.
К числу писателей, развивавших идеи о
необходимости возврата к традициям прошлого для обновления русской поэзии,
относится М. И. Лопатто (1892— 1981 гг.) — поэт, переводчик, литературовед,
выпускник Петроградского университета, участник Пушкинского семинария С. А.
Венгерова, один из основателей кружка «Омфалитический Олимп» и издательства
«Омфалос». Известно, что участники «Омфалитического Олимпа» принимали за эстетическую
основу творчества идею «Нового Возрождения»: с их точки зрения, русская
литература начала XX
в. находится в кризисе, «вырождается»; выход на новый путь развития возможен благодаря перестройке всей системы художественных
средств на основе традиций восточной и европейской поэзии (античной эпохи,
Средних веков, эпохи Возрождения).
В докладе рассматривается вопрос о том, как идея «Нового Возрождения» воплощается в поэтическом творчестве Лопатто; основное внимание уделяется описанию его метрики и строфики. Исследование 152 оригинальных стихотворений, включенных в наиболее полное издание литературного наследия Лопатто «Я не гость, не хозяин — лишь имя…» (2015 г.) позволяет сделать следующие выводы. Метрический репертуар поэта довольно традиционен: преобладают классические размеры, более трех четвертей произведений написаны нейтральными размерами (4-, 5-, 6-стопными ямбами; 4-, 6-стопными хореями, 3-стопными амфибрахием и анапестом). Вместе с тем нейтральность метрических форм компенсируется усложненностью форм строфических. В небольшом по объему корпусе текстов обнаруживается многообразие экзотических форм — западных (сонет, сицилианская и тосканская октавы, рондо, глосса, баллада) и восточных (газель) по происхождению. Эти строфические формы используются не в переводах, а в оригинальном творчестве; тексты, в которых они встречаются, не являются стилизациями иноязычной поэзии. Принципиально важно, что «канонические» формы становятся в поэзии Лопатто полем для разнонаправленных экспериментов. Так поэт нарушает правила их написания, использует их в «игровых» текстах, содержащих стилистически сниженную лексику; наконец, «канонические» формы выступают у Лопатто основой для создания уникальной художественной системы, связываются с авторской системой образов, мотивов и сюжетов.
В докладе рассматривается вопрос о том, как идея «Нового Возрождения» воплощается в поэтическом творчестве Лопатто; основное внимание уделяется описанию его метрики и строфики. Исследование 152 оригинальных стихотворений, включенных в наиболее полное издание литературного наследия Лопатто «Я не гость, не хозяин — лишь имя…» (2015 г.) позволяет сделать следующие выводы. Метрический репертуар поэта довольно традиционен: преобладают классические размеры, более трех четвертей произведений написаны нейтральными размерами (4-, 5-, 6-стопными ямбами; 4-, 6-стопными хореями, 3-стопными амфибрахием и анапестом). Вместе с тем нейтральность метрических форм компенсируется усложненностью форм строфических. В небольшом по объему корпусе текстов обнаруживается многообразие экзотических форм — западных (сонет, сицилианская и тосканская октавы, рондо, глосса, баллада) и восточных (газель) по происхождению. Эти строфические формы используются не в переводах, а в оригинальном творчестве; тексты, в которых они встречаются, не являются стилизациями иноязычной поэзии. Принципиально важно, что «канонические» формы становятся в поэзии Лопатто полем для разнонаправленных экспериментов. Так поэт нарушает правила их написания, использует их в «игровых» текстах, содержащих стилистически сниженную лексику; наконец, «канонические» формы выступают у Лопатто основой для создания уникальной художественной системы, связываются с авторской системой образов, мотивов и сюжетов.