Типы и функции синонимов в немецкой романтической сказке (на материале произведений В. Вакенродера)
Кристина Станиславовна Ицкарь
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 201
2019-04-17
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
В данной работе ставится задача рассмотреть
понятие лексической синонимии на материале творчества немецкого романтика
Вильгельма Вакенродера. Изучены различные точки зрения на явление
синонимии, выделены основные типы и функции синонимов, составлены и
проанализированы ряды из нескольких произведений Вакенродера. В завершение сделан вывод об эстетической и
стилеобразующей роли лексических синонимов, важной для жанра немецкой
романтической сказки в целом.
Тезисы
Данная работа
посвящена изучению и описанию типов и функций синонимов в произведениях Вильгельма
Вакенродера. Явление лексической синонимии подробно изучено многими
отечественными и зарубежными лингвистами, однако в докладе рассмотрено на новом
материале, а именно на материале немецкой романтической сказки.
Целью работы было не только описание различных синонимических рядов, использованных немецким романтиком, но также определение их стилистических функций, значимых для художественного своеобразия данного жанра. В теоретической части рассмотрены различные точки зрения на явление синонимии и, соответственно, различные определения этого понятия. В ходе работы использовалось определение синонимов как слов одной части речи с частично или полностью совпадающим значением, обладающих схожей сочетаемостью и исполняющих одни и те же синтаксические функции.
За основные типы синонимов были приняты абсолютные и частичные, которые в свою очередь представлены семантическими, стилистическими и семантико-стилистическими. В тексте синонимы могут выполнять функции уточнения, замещения, а также стилистические функции оценки и стилевой организации. Данное исследование опиралось на труды таких ученых, как Ю. Д. Апресян, А. П. Евгеньева, М. П. Брандес, И. Г. Ольшанский и А. Е. Гусева, М. Д. Степанова и И. И. Чернышева.
Практическая часть заключалась, в первую очередь, в выявлении синонимических рядов в следующих произведениях Вильгельма Генриха Вакенродера: «Удивительное восточное сказание об обнаженном святом» («Ein wunderbares morgenländisches Märchen von einem nackten Heiligen»), «Рассказ о том, как жили старые немецкие художники» («Schilderung wie die alten deutschen Künstler gelebt haben wobei zu Exempeln angeführt werden Albrecht Dürer, nebst seinem Vater Albrecht Dürer dem Alten»), «Чудеса музыки» («Die Wunder der Tonkunst»).
За этим следовала работа с немецкими толковыми и синонимическими словарями, вследствие которой определялась доминанта каждого ряда, а также описывались семантические и стилистические особенности элементов.
В целом было выделено 44 синонимических ряда на основе 3 произведений. Подробно описано — 31. В результате можно судить об использовании синонимов в художественном произведении. Они выполняют не только стилистическую, организационную функцию, но и играют важную эстетическую роль. Так, например, прослеживается четкая тенденция к употреблению большого количества синонимов для описания ключевых сюжетных понятий и образов в сказке. Более того, самые многочисленные синонимические ряды, выделенные в произведениях, легко соотносятся с важными понятиями немецкого романтизма вообще: счастье, время, испытания.
Целью работы было не только описание различных синонимических рядов, использованных немецким романтиком, но также определение их стилистических функций, значимых для художественного своеобразия данного жанра. В теоретической части рассмотрены различные точки зрения на явление синонимии и, соответственно, различные определения этого понятия. В ходе работы использовалось определение синонимов как слов одной части речи с частично или полностью совпадающим значением, обладающих схожей сочетаемостью и исполняющих одни и те же синтаксические функции.
За основные типы синонимов были приняты абсолютные и частичные, которые в свою очередь представлены семантическими, стилистическими и семантико-стилистическими. В тексте синонимы могут выполнять функции уточнения, замещения, а также стилистические функции оценки и стилевой организации. Данное исследование опиралось на труды таких ученых, как Ю. Д. Апресян, А. П. Евгеньева, М. П. Брандес, И. Г. Ольшанский и А. Е. Гусева, М. Д. Степанова и И. И. Чернышева.
Практическая часть заключалась, в первую очередь, в выявлении синонимических рядов в следующих произведениях Вильгельма Генриха Вакенродера: «Удивительное восточное сказание об обнаженном святом» («Ein wunderbares morgenländisches Märchen von einem nackten Heiligen»), «Рассказ о том, как жили старые немецкие художники» («Schilderung wie die alten deutschen Künstler gelebt haben wobei zu Exempeln angeführt werden Albrecht Dürer, nebst seinem Vater Albrecht Dürer dem Alten»), «Чудеса музыки» («Die Wunder der Tonkunst»).
За этим следовала работа с немецкими толковыми и синонимическими словарями, вследствие которой определялась доминанта каждого ряда, а также описывались семантические и стилистические особенности элементов.
В целом было выделено 44 синонимических ряда на основе 3 произведений. Подробно описано — 31. В результате можно судить об использовании синонимов в художественном произведении. Они выполняют не только стилистическую, организационную функцию, но и играют важную эстетическую роль. Так, например, прослеживается четкая тенденция к употреблению большого количества синонимов для описания ключевых сюжетных понятий и образов в сказке. Более того, самые многочисленные синонимические ряды, выделенные в произведениях, легко соотносятся с важными понятиями немецкого романтизма вообще: счастье, время, испытания.