XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Приём стилистической симметрии в «Житии Стефана Пермского»

Мария Антоновна Ширыхалова
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 215-а
2019-04-17
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе пойдёт речь об особенностях употребления и трансформациях в русском средневековом тексте, написанном стилем плетения словес, древнееврейского поэтического приёма стилистической симметрии. Исследование было проведено на материале «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым в конце XIV в. В результате определяется, насколько активно агиографом используется приём, характерный для псалмов, и насколько он при этом видоизменяется, также выделяются виды и особенности стилистической симметрии, характеризующие данный приём уже как древнерусский.

Тезисы

Доклад посвящен исследованию приёма стилистической симметрии на материале «Жития Стефана Пермского» — древнерусского жития, написанного в конце XIV в. Епифанием Премудрым. Стилистическая симметрия — любопытный с научной точки зрения архаичный художественный приём, характерный для древнееврейской поэзии. Его сущность можно определить так: одна и та же мысль выражается дважды, в сходной синтаксической форме, но разными словами. Напр.: Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7:17). Происхождение его следует искать в дистихоне — форме древнееврейского стиха, который предполагал двучленность. Через повторение смысла конкретное значение каждого из членов нивелируется и подчёркивается абстрактное, общее для обеих частей дистихона. Древнерусской книжностью стилистическая симметрия была заимствована, по-видимому, из псалмов.
В исследовании ставится задача определить, каковы особенности заимствования и использования данного приёма в древнерусском житии, написанном стилем плетения словес. Приём стилистической симметрии вообще очень мало изучался на материале древнерусской литературы, поэтому данное исследование кажется нам актуальным. Изучение названного приёма интересно именно на материале «Жития Стефана Пермского», т. к. это текст сугубо книжный и написан стилем плетения словес, т.е. в нём особенно хорошо заметно влияние богослужебных текстов и в частности псалмов.
В ходе исследования сначала характеризуется «классическая» стилистическая симметрия  (основания для характеризации — различные научные труды, посвящённые древнееврейской поэзии). Основная часть работы заключается в поиске в тексте жития и анализе случаев стилистической симметрии и её форм. Мы выделили виды данного средства выразительности (пользуясь классификацией стилистической симметрии Д. С. Лихачёва) и охарактеризовали их с точки зрения отличия от приёма, встречающегося нам в псалмах.
Таким способом выясняется степень проникновения архаичного средства выразительности в новую художественную систему. Акцент делается на его трансформациях и приобретённых специфических особенностях, которые в конце концов привели к исчезновению стилистической симметрии как приёма уже в древнерусской литературе.
Таким образом, в рассматриваемом нами тексте Епифаний Премудрый активно использует древнееврейскую модель стилистической симметрии, но при этом можно наблюдать, как данный приём трансформируется, как разрушается первоначальное сложное синтаксическое единство стилистической симметрии, из-за чего она больше напоминает уже синонимию предложений (параллелизм) и словосочетаний (синонимические ряды).