Фантастика и фантастическое в рассказе В. Я. Брюсова «Республика Южного Креста»
Тимур Константинович Шеряков
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 188
2019-04-18
13:10 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется категория фантастического в рассказе В. Я. Брюсова «Республика Южного Креста». Доказывается, что произведение представляет собой синтез традиций научной фантастики и антиутопии. В основе картины мира, создаваемой Брюсовым, лежит нечто странное и нереальное, но узнаваемое. В рассказе представлен типичный для антиутопии замкнутый хронотоп. Но именно фантастическое определяет жанр произведения. Рассказ Брюсова, обладая признаками антиутопии, остается в поле научной фантастики. История политической антиутопии предстает как нечто невероятное и обрастает новыми смыслами.
Тезисы
Актуальность исследования прозы В. Я. Брюсова заключается в малоизученности ее жанровой природы. Дополнительного осмысления требует категория фантастического в русле изучения произведений, вошедших в сборник «Земная ось» (1907). Особый интерес в этом плане представляет рассказ «Республика Южного Креста», в котором фантастическое определяет картину мира, создаваемую писателем, и жанр произведения.
Гипотеза, выдвигаемая на обсуждение, заключается в том, что этот рассказ представляет собой синтез традиций научной фантастики и антиутопии. Важными для доказательства являются методы теоретической и исторической поэтики с использованием принципов формального и мотивного анализа.
Если взять за основу анализа работы по поэтике фантастического таких исследователей, как И. В. Головачева, Д. Сувин, Ц. Тодоров, Е. Н. Ковтун, Ю. И. Кагарлицкий, то в рассказе Брюсова можно выделить признаки жанра научной фантастики. В основе картины мира лежит нечто странное, невероятное, но узнаваемое. Этот необычный мир доступен рациональному научному познанию, он обособлен, но не оторван от действительности. Республика Южного Креста расположена на территории Антарктиды, в «экзотической» среде. Жизнь в стране поддерживается искусственно с помощью различных технологий. Брюсов предвосхищает проблемы, которые будут волновать многих фантастов (О. Хаксли, братья Стругацкие, С. Кинг). На примере расцвета и падения республики писатель показывает невероятные изменения, происходящие под влиянием научного-технического прогресса, но в то же время рисует картины страшного духовного и культурного регресса.
Некоторые исследователи считают, что в рассказе воплотились принципы жанра антиутопии (Э. С. Даниэлян, О. И. Осипова). Здесь представлен типичный для антиутопии замкнутый хронотоп. Брюсов изображает страну, где жизнь строго регламентирована, подчинена тоталитарным законам. Есть явные параллели с миром романа Дж. Оруэлла «1984».
Финал рассказа неоднозначен, что связано с формой произведения, которое стилизовано под журнальную статью. Читателю непонятно, правда ли все то, что было описано. Возникает оппозиция мотивов реального/нереального. В разрушенном городе вновь начинается коммерческая деятельность, об опасности эпидемии как будто забывают. Именно благодаря такому приему остранения (В. Б. Шкловский) рассказ начинает звучать как предостерегающий футурологический прогноз. Республика становится многозначным символом, в котором миф об Атлантиде перекликается с библейскими историями об Апокалипсисе и Страшном суде.
Рассказ Брюсова, обладая признаками антиутопии, остается в поле научной фантастики. Именно фантастическое создает в этом произведении ключевые оппозиции реального/нереального, правды/неправды, которые лейтмотивом проходят через все рассказы сборника.
Гипотеза, выдвигаемая на обсуждение, заключается в том, что этот рассказ представляет собой синтез традиций научной фантастики и антиутопии. Важными для доказательства являются методы теоретической и исторической поэтики с использованием принципов формального и мотивного анализа.
Если взять за основу анализа работы по поэтике фантастического таких исследователей, как И. В. Головачева, Д. Сувин, Ц. Тодоров, Е. Н. Ковтун, Ю. И. Кагарлицкий, то в рассказе Брюсова можно выделить признаки жанра научной фантастики. В основе картины мира лежит нечто странное, невероятное, но узнаваемое. Этот необычный мир доступен рациональному научному познанию, он обособлен, но не оторван от действительности. Республика Южного Креста расположена на территории Антарктиды, в «экзотической» среде. Жизнь в стране поддерживается искусственно с помощью различных технологий. Брюсов предвосхищает проблемы, которые будут волновать многих фантастов (О. Хаксли, братья Стругацкие, С. Кинг). На примере расцвета и падения республики писатель показывает невероятные изменения, происходящие под влиянием научного-технического прогресса, но в то же время рисует картины страшного духовного и культурного регресса.
Некоторые исследователи считают, что в рассказе воплотились принципы жанра антиутопии (Э. С. Даниэлян, О. И. Осипова). Здесь представлен типичный для антиутопии замкнутый хронотоп. Брюсов изображает страну, где жизнь строго регламентирована, подчинена тоталитарным законам. Есть явные параллели с миром романа Дж. Оруэлла «1984».
Финал рассказа неоднозначен, что связано с формой произведения, которое стилизовано под журнальную статью. Читателю непонятно, правда ли все то, что было описано. Возникает оппозиция мотивов реального/нереального. В разрушенном городе вновь начинается коммерческая деятельность, об опасности эпидемии как будто забывают. Именно благодаря такому приему остранения (В. Б. Шкловский) рассказ начинает звучать как предостерегающий футурологический прогноз. Республика становится многозначным символом, в котором миф об Атлантиде перекликается с библейскими историями об Апокалипсисе и Страшном суде.
Рассказ Брюсова, обладая признаками антиутопии, остается в поле научной фантастики. Именно фантастическое создает в этом произведении ключевые оппозиции реального/нереального, правды/неправды, которые лейтмотивом проходят через все рассказы сборника.