Элегическое начало в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Софья
Вероника Дмитриевна Павлова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 188
2019-04-18
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Жанровую и стилевую разнородность комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума» отмечали многие критики и
литературоведы. В частности, В. М. Маркович определил структуру грибоедовской
драмы как сосуществование «недовоплощенных» жанровых форм, в т. ч. элегии,
поэмы, баллады, сатиры и оды. В докладе
рассматривается функционирование в комедии одной из таких форм — элегического начала — в сфере Софьи.
Тезисы
А. С. Кушнер и В. М. Маркович указали на лирическое начало в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исследователи сопоставляли с лирическими
стихотворениями и некоторые реплики Чацкого (монолог героя «Ну, вот и день
прошел…» С. А. Фомичев назвал законченной
элегией), и реплики Софьи («И свет и грусть. Как быстры ночи!»).
Доклад посвящен
выявлению элегического начала в сфере Софьи.
Некоторые монологи Софьи были изменены Грибоедовым в
процессе работы над комедией. Например, рассказ героиней своего сна в ранней
редакции Музейного автографа отличается от рассказа в классическом Булгаринском
списке комедии. Этот монолог в ранней
редакции («В саду была…») Б. А. Кичикова
назвала пародией на «унылую» элегию сентименталистов. В окончательной редакции
слово Софьи может быть
соотнесено с элегическим дискурсом («Так будто бы середь тюрьмы / И я, и
друг мой новый / Грустили долго, долго мы…»), отражаться в речи других героев
в заданной героиней элегической модальности (реплика
«Мы в комнате, в пустой, вдвоем…» повторится позже в воспоминании
Чацкого о времени и пространстве из детства: «Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!»).
В докладе сопоставляются несколько редакций
комедии «Горе от ума», что позволяет проследить, как в ходе работы над текстом Грибоедов
обращался к элегическому модусу в контексте всего жанрового комплекса русской
литературы начала века. Цель доклада — определить, как элегическое начало функционирует в сфере Софьи, модифицируя композиционные элементы, устоявшиеся в практике русских драматургов к 1820-м гг.: реплики героев, их характеры, время комедии, ее сюжет.