Тактики взятия коммуникативной инициативы в английском диалоге
Анастасия Андреевна Голубева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 187
2019-04-16
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются прагматические особенности
проявления коммуникативной инициативы в английском диалоге. Материалом
исследования послужили диалоги из английской и американской литературы и
скриптов кинофильмов. Были выявлены основные тактики, используемые в
кооперативном и конфликтном речевом общении, проанализированы языковые средства, рассмотрены гендерные особенности
проявления коммуникативной инициативы в межличностном общении при близкой
социально-психологической дистанции.
Тезисы
В настоящее время большой интерес для исследователей представляет изучение коммуникации и, в частности, выявление
национальных особенностей коммуникативного поведения. Изучение феномена
коммуникативной инициативы является очень важным в данной сфере лингвистических
исследований. Этот феномен проявляется в способности говорящего предвидеть
ход развития диалога, занимать лидирующие позиции и контролировать тему беседы.
Цель исследования заключается в комплексном прагмалингвистическом анализе коммуникативной инициативы в диалогах и выявлении закономерностей при использовании коммуникативной инициативы. Материалом исследования являются произведения художественной литературы английских и американских авторов XX и XXI вв., а также сценарии к кинофильмам.
В ходе исследования было выявлено, что коммуникативная инициатива проявляется в равном соотношении, как в кооперативной, так и в конфликтной коммуникации, где используется ряд стратегий и тактик для взятия и распределения коммуникативной инициативы участниками диалога. Чаще всего проявление коммуникативной инициативы встречается в инициальных репликах, как правило, в форме вопроса, если мы говорим о кооперативной коммуникации. В конфликтной ситуации происходит обмен вопросительными и декларативными высказываниями и таким образом возникает коммуникативное соперничество.
В кооперативном общении распространены тактики навязывания темы диалога, настаивания, тактика установления контакта в инициальных репликах и тактика ухода от ответа, тактика переспроса и корректирующая тактика в ответных. В конфликтной коммуникации, помимо перечисленных выше тактик можно выделить: в инициальных репликах чаще всего встречаются тактики утверждения собственной позиции, приписывания позиции собеседнику, упрек, приказ, издевка над собеседником, а в ответных репликах собеседники используют тактику прерывания и тактику переспроса.
Также в ходе исследования было выявлено, что в диалогах супругов, родственников, коммуникативной инициативой чаще всего владеют женщины, но в ситуации знакомства процент владения коммуникативной инициативой принадлежит в равной степени мужчинам и женщинам. Социальный статус практически не влияет на владение коммуникативной инициативой, скорее, большее влияние на это оказывают черты характера. Это может выражаться в том, насколько говорящий уверен в себе и в правильности своей точки зрения.
Цель исследования заключается в комплексном прагмалингвистическом анализе коммуникативной инициативы в диалогах и выявлении закономерностей при использовании коммуникативной инициативы. Материалом исследования являются произведения художественной литературы английских и американских авторов XX и XXI вв., а также сценарии к кинофильмам.
В ходе исследования было выявлено, что коммуникативная инициатива проявляется в равном соотношении, как в кооперативной, так и в конфликтной коммуникации, где используется ряд стратегий и тактик для взятия и распределения коммуникативной инициативы участниками диалога. Чаще всего проявление коммуникативной инициативы встречается в инициальных репликах, как правило, в форме вопроса, если мы говорим о кооперативной коммуникации. В конфликтной ситуации происходит обмен вопросительными и декларативными высказываниями и таким образом возникает коммуникативное соперничество.
В кооперативном общении распространены тактики навязывания темы диалога, настаивания, тактика установления контакта в инициальных репликах и тактика ухода от ответа, тактика переспроса и корректирующая тактика в ответных. В конфликтной коммуникации, помимо перечисленных выше тактик можно выделить: в инициальных репликах чаще всего встречаются тактики утверждения собственной позиции, приписывания позиции собеседнику, упрек, приказ, издевка над собеседником, а в ответных репликах собеседники используют тактику прерывания и тактику переспроса.
Также в ходе исследования было выявлено, что в диалогах супругов, родственников, коммуникативной инициативой чаще всего владеют женщины, но в ситуации знакомства процент владения коммуникативной инициативой принадлежит в равной степени мужчинам и женщинам. Социальный статус практически не влияет на владение коммуникативной инициативой, скорее, большее влияние на это оказывают черты характера. Это может выражаться в том, насколько говорящий уверен в себе и в правильности своей точки зрения.