XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Нарративные компетенции детей-рассказчиков (на материале мифологических рассказов)

Александра Романовна Косоротикова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2019-04-18
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Объект настоящего исследования — детский рассказ. Рассказ существует как речевой жанр, поэтому важным является рассмотрение фигуры рассказчика, тех навыков и умений, которые делают рассказчика рассказчиком. Эти навыки определяет нарративная компетенция, обозначающая, согласно А. Ж. Греймасу, «дискурсивное умение», на которое опирается «дискурсивная деятельность». В докладе будут рассмотрены нарративные компетенции детей-рассказчиков на примерах мифологических рассказов, рассказов о снах и других нарративах, записанных от детей в ходе фольклорной экспедиции в 2018 г.

Тезисы

В ходе фольклорной экспедиции 2018 г. в деревне Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области мною было записано 7 интервью с десятью детьми 5—15 лет (2012—2003 гг. рождения). Внутри интервью встречаются тексты следующих жанров: загадки, садистские стишки, представления о свадебном и похоронном обрядах, приметы, рассказы о гаданиях и о снах, мифологические рассказы.
Объект настоящего исследования — детский рассказ. Рассказ существует как речевой жанр, поэтому важным является рассмотрение фигуры рассказчика, тех навыков и умений, которые делают рассказчика рассказчиком. Эти навыки определяет нарративная компетенция, обозначающая, согласно А. Ж. Греймасу, который ввел этот термин, определенное «дискурсивное умение», на которое опирается «дискурсивная деятельность».
Предмет исследования — детские нарративные компетенции и их формирование. Цель доклада — проследить развитие навыка рассказывать, развитие нарративных компетенций у детей разного возраста. Задачи — выявить особенности детского нарратива, рассмотреть рождение нарратива как следствие освоения детьми разных практик, их отношений с миром взрослых и со сверстниками.
Отвечая на вопрос о том, при каких условиях возникает детский нарратив, я обратилась к исследованию антрополога Маргарет Мид «Культура и мир детства», которая выделяет три типа культур, различные по принципу преемственности между старшим поколением и младшим: постфигуративную (дети учатся у взрослых), кофигуративную (дети и взрослые учатся у своих сверстников) и префигуративную (взрослые учатся у детей). Таким образом, можно применить теорию Мид по отношению к понятию нарративной компетенции и говорить о так называемых «постфигуративных» нарративах, которые сформировались в результате взаимодействия с миром взрослых, и о «кофигуративных» нарративах, рождающихся в чисто детской среде. В результате анализа текстов, записанных от детей, удалось прийти к выводу о том, что при разных стратегиях освоения нарративных навыков к 12—14 годам подростки — уверенные рассказчики, пользующиеся своими приемами, придающими рассказу индивидуальность.