XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Ритмомелодическая организация прозы Н. В. Гоголя (на примере повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Вий»)

Мария Геннадьевна Елфимова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 188
2019-04-17
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлен структурный анализ повестей Н. В. Гоголя из двух ранних (украинских) сборников, который позволяет установить особенности стиля писателя, выявить принципы его ритмизованной прозы, изменение тональности в описаниях. Исследование позволило рассмотреть смысловую и структурную связь произведений, а также сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», выявить особенности прозы Гоголя, ее трансформации в поэзию и музыку, продемонстрировать изобразительные средства, с помощью которых писатель создает «звучащие» произведения.

Тезисы

Цель работы заключается в изучении особенностей ритма прозы Н. В. Гоголя, выявлении уникальности авторского стиля в повестях «Майская ночь, или Утопленница» и «Вий». Описания природы и бытовые подробности в произведениях позволяют читателю слышать ритм гоголевской прозы. Автор избегает поэтических штампов, искусственности и ординарности, его скрытая поэтическая речь влияет на эмоциональное восприятие читателя.
В докладе представлен анализ указанных повестей на всех уровнях текста (фонетическом, морфологическом, синтаксическом, композиционном, смысловом), позволяющий выявить особенности организации повестей Гоголя, основные структурные элементы ритмизованной прозы.
К примеру, повесть «Майская ночь, или Утопленница» привлекает внимание своими мелодичными лирическими отступлениями. Приближенные к поэтической речи предложения выделяются на фоне неритмичных. Ритм в тексте создан благодаря просодическим и синтаксическим средствам. Каждая глава раскрывает перед читателями свой ритм и тональность.
В произведении «Вий» также можно проследить зависимость ритмомелодичности от описываемых обстоятельств. Таким образом, Гоголь с помощью развернутых метафор, сравнений, эпитетов, синтаксических параллелизмов, расставляет логические акценты в описаниях, дополняет содержание музыкой и ритмом, созданными с помощью рифмы, мерности речи. Данное наблюдение доказывает наличие связи между смысловой составляющей произведения и его ритмом, которые оказывают друг на друга огромное влияние, соответственно, развиваются параллельно.
Ритмомелодический анализ произведений Гоголя позволяет сделать вывод, что в исследуемых повестях писатель использует приемы, характерные для стихотворных текстов: контраст (звуковой и лексический), однотипное построение предложений в семантическом и стилистическом плане; синонимическое, тавтологическое повторение слов; анафоры и эпифоры, повторение союзов; непроизвольное выравнивание числа слогов; однотипные окончания, благозвучия, гармония гласных, звуковые повторы; определенный порядок слов и мн. др.