Ритмомелодическая организация прозы Н. В. Гоголя (на примере повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Вий»)
Мария Геннадьевна Елфимова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 188
2019-04-17
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлен
структурный анализ повестей Н. В. Гоголя из двух ранних (украинских) сборников,
который позволяет установить особенности стиля писателя, выявить принципы его ритмизованной
прозы, изменение тональности в описаниях. Исследование позволило рассмотреть
смысловую и структурную связь произведений, а также сборников «Вечера на хуторе
близ Диканьки» и «Миргород», выявить особенности прозы Гоголя, ее трансформации
в поэзию и музыку, продемонстрировать изобразительные средства, с помощью
которых писатель создает «звучащие» произведения.
Тезисы
Цель
работы заключается в изучении особенностей ритма прозы Н. В. Гоголя, выявлении
уникальности авторского стиля в повестях «Майская ночь, или Утопленница» и
«Вий». Описания природы и бытовые подробности в произведениях позволяют читателю
слышать ритм гоголевской прозы. Автор избегает поэтических штампов,
искусственности и ординарности, его скрытая поэтическая речь влияет на эмоциональное
восприятие читателя.
В докладе представлен анализ указанных повестей на всех уровнях текста (фонетическом, морфологическом, синтаксическом, композиционном, смысловом), позволяющий выявить особенности организации повестей Гоголя, основные структурные элементы ритмизованной прозы.
К примеру, повесть «Майская ночь, или Утопленница» привлекает внимание своими мелодичными лирическими отступлениями. Приближенные к поэтической речи предложения выделяются на фоне неритмичных. Ритм в тексте создан благодаря просодическим и синтаксическим средствам. Каждая глава раскрывает перед читателями свой ритм и тональность.
В произведении «Вий» также можно проследить зависимость ритмомелодичности от описываемых обстоятельств. Таким образом, Гоголь с помощью развернутых метафор, сравнений, эпитетов, синтаксических параллелизмов, расставляет логические акценты в описаниях, дополняет содержание музыкой и ритмом, созданными с помощью рифмы, мерности речи. Данное наблюдение доказывает наличие связи между смысловой составляющей произведения и его ритмом, которые оказывают друг на друга огромное влияние, соответственно, развиваются параллельно.
Ритмомелодический анализ произведений Гоголя позволяет сделать вывод, что в исследуемых повестях писатель использует приемы, характерные для стихотворных текстов: контраст (звуковой и лексический), однотипное построение предложений в семантическом и стилистическом плане; синонимическое, тавтологическое повторение слов; анафоры и эпифоры, повторение союзов; непроизвольное выравнивание числа слогов; однотипные окончания, благозвучия, гармония гласных, звуковые повторы; определенный порядок слов и мн. др.
В докладе представлен анализ указанных повестей на всех уровнях текста (фонетическом, морфологическом, синтаксическом, композиционном, смысловом), позволяющий выявить особенности организации повестей Гоголя, основные структурные элементы ритмизованной прозы.
К примеру, повесть «Майская ночь, или Утопленница» привлекает внимание своими мелодичными лирическими отступлениями. Приближенные к поэтической речи предложения выделяются на фоне неритмичных. Ритм в тексте создан благодаря просодическим и синтаксическим средствам. Каждая глава раскрывает перед читателями свой ритм и тональность.
В произведении «Вий» также можно проследить зависимость ритмомелодичности от описываемых обстоятельств. Таким образом, Гоголь с помощью развернутых метафор, сравнений, эпитетов, синтаксических параллелизмов, расставляет логические акценты в описаниях, дополняет содержание музыкой и ритмом, созданными с помощью рифмы, мерности речи. Данное наблюдение доказывает наличие связи между смысловой составляющей произведения и его ритмом, которые оказывают друг на друга огромное влияние, соответственно, развиваются параллельно.
Ритмомелодический анализ произведений Гоголя позволяет сделать вывод, что в исследуемых повестях писатель использует приемы, характерные для стихотворных текстов: контраст (звуковой и лексический), однотипное построение предложений в семантическом и стилистическом плане; синонимическое, тавтологическое повторение слов; анафоры и эпифоры, повторение союзов; непроизвольное выравнивание числа слогов; однотипные окончания, благозвучия, гармония гласных, звуковые повторы; определенный порядок слов и мн. др.