XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мифологизация времени в романе Н. Геймана «Американские боги»

Данил Александрович Александрович
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет

ауд. 190
2019-04-18
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается специфика мифологизации времени в романе Н. Геймана «Американские боги». В основе романа — принцип дихотомии сакрального и профанного времени, являющийся одной из важнейших черт поэтики Геймана.

Тезисы

В докладе рассматриваются особенности мифологизации времени в романе Н. Геймана (1960, Gaiman) «Американские боги» («American Gods»), впервые опубликованном в 2001 г.
Для творчества современного британского писателя Н. Геймана характерно обращение к мифологическому наследию. Это является одной из определяющих черт его поэтики: писатель использует мифологические образы и конструкции как средство создания художественной реальности своих произведений и формирования собственного мифа в дальнейшем, поэтому и рассматривать его творчество необходимо с позиций мифопоэтики. Именно мифопоэтический подход позволяет раскрыть весь философско-эстетический потенциал в его целостном единстве.
Н. Гейман расширяет границы художественного пространства, вводя в него мифологические элементы и персонажей, отличающихся мифологическим мировосприятием, тем самым внутри произведения создаётся особая художественная реальность — правдоподобная и детальная, в которой автор задаётся вечными онтологическими вопросами: о сущности человеческого и божественного, о проблеме самоидентификации человека в мире, об устройстве мира и т. д.
В своих произведениях Н. Гейман использует фантастические, постмодернистские и мифологические элементы как инструмент повествования с целью моделирования особого художественного пространства, в котором в полной мере воплотилась квинтэссенция авторского мировоззрения. Н. Гейман принимает попытки реконструировать мифологическое сознание в тексте, нарушая тем самым закон исключённого третьего, и вводит фантастическое как одну из категорий повседневности. Благодаря этому приёму в тексте совмещаются реалии повседневной действительности и мифологические элементы, которые позволяют наделить привычные предметы и явления непривычными свойствами.
Для романов Н. Геймана характерно противопоставление и сосуществование двух типов времён: сакрального и профанного, мифологического и исторического, линейного и циклического. Сакральное и профанное время в романе «Американские боги» существуют параллельно и теснейшим образом сопряжены с пространством. Несмотря на то, что пространство (сакральное / профанное) и время (сакральное / профанное) в романе взаимопроникаемы, они не взаимодействуют друг с другом. В романе «Американские боги» художественно-трансформированные мифологическое время и пространство в структурном отношении становятся многослойными, многомерными и многоуровневыми, включая в себя синтез различных культурно-мифологических пластов.