Проблема описания значения на примере квазисубъектных моделей типа «книга легко читается»
Анна Михайловна Шестопалова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
ауд. 195
2019-04-19
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается проблема описания
значения квазисубъектных моделей типа Книга
легко читается, поскольку в настоящее время когнитивный статус данных
моделей представляется недостаточно изученным. Отмечается, что значение языковой
единицы не является индивидуальным образованием и не
изменяется. Вместе с тем определение типов субъекта, реализующихся в данных моделях, позволит уточнить значение исследуемых конструкций и
определить их когнитивный статус в сознании носителей языка.
Тезисы
Комплексных исследований, раскрывающих когнитивный потенциал
указанных конструкций, не выявлено. Кроме того, не предложена развернутая
классификация типов субъектов, реализующихся в рамках таких моделей. Поэтому
для описания квазисубъектных моделей типа Книга
легко читается требуется в первую очередь определить типы субъекта, которые
реализуются в данных моделях, что в дальнейшем позволит определить семантику и
когнитивный статус исследуемых структур.
В докладе представлено описание некоторых типов субъектов,
которые были проанализированы на данном этапе исследования. Например, вслед за
О. Н. Селиверстовой был выделен такой тип субъекта, как неагентивный субъект,
который является источником энергии, определяющей возникновение и поддержание
определенного действия. Так, в высказывании Лампочка-индикатор
быстро загорается субъект (лампочка-индикатор)
можно отнести к неагентивным, поскольку можно предположить, что для
осуществления действия (загораться)
данный субъект использует внутренний источник энергии.
Вместе с тем при анализе семантической структуры лексических
единиц могут возникнуть определенные трудности, например с трактовкой термина
«значение языковой единицы». В докладе разграничиваются такие термины, как «значение»
и «понятие», отмечается, что значение шире понятия, и выделяются такие
параметры значения, как надындивидуальность и неизменчивость.
Надындивидуальность значения проявляется в том, что у всех
носителей языка или, по крайней мере, у большинства понимание значения в целом
совпадает. Надындивидуальность значения подтверждается также тем, что,
во-первых, цель коммуникации достигается путем передачи информации через
значение, которое разделяется всеми участниками коммуникации. Во-вторых,
интерпретация значения индивидуальна только в аспекте прагматики высказывания.
Иными словами, вне дополнительного контекста любая фраза будет понята одинаково
всеми носителями языка.
Не представляется возможным говорить об изменчивости
значения и в силу того, что, если бы значение языковой единицы постоянно
изменялось, люди не смогли бы понять друг друга. Действительно, слово в
процессе семантического словообразования может приобретать новые значения,
однако при этом старое значение слова остается неизменным.
Таким образом, уточнение природы значения определенных
конструкций и определение типов субъекта, которые реализуются в данных моделях,
позволят получить более точное семантическое описание тех или иных языковых единиц,
что, в свою очередь, позволит определить когнитивный статус исследуемых
квазисубъектных моделей.