XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Осмысление городского пространства в сборнике М. М. Степановой «Физиология и малая история»

Ксения Андреевна Шахмаева
Докладчик
студент 4 курса
Тольяттинский государственный университет

ауд. 215-а
2019-04-17
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен осмыслению городского пространства в сборнике М. М. Степановой «Физиология и малая история». Связь истории города, личной истории лирической героини, а также истории ее рода осуществляется при помощи обращения автора к московским реалиям. Также в стихотворениях поэта можно обнаружить автобиографические мотивы, позволяющие Степановой поэтически переосмысливать городское пространство, а также свое место в нем.

Тезисы

Предметом исследования сборника М. М. Степановой «Физиология и малая история» стали образы, позволяющие автору поэтически переосмысливать городское пространство. Напр.: Зимней ночью Вильфранша-сюр-Мер / Провожая огни. // В Петербурге в тюрьме, / Вот, взгляни («Сарра на баррикадах»).
Это стихотворение посвящено прабабушке автора — С. Гинзбург, которая в 1905 г. принимала участие в строительстве баррикад. После отбывания за это срока в Петропавловской крепости Гинзбург была поставлена перед выбором: ссылка в Сибирь или эмиграция. Она уехала во Францию. Французский город в этом примере противопоставляется северной столице, что формирует яркий контраст.
Отдельный блок образов посвящен Москве и ее окрестностям. В сборнике возникают названия улиц, гостиниц, достопримечательностей и даже вокзала. При рассмотрении московских образов стоит уделить особое внимание стихотворению «Воздух-воздух», ведь в нем представлен разговор разрушенной в 2004 г. гостиницы «Москва» и влюбленного в нее сгоревшего Манежа. Уже в первой строке перед нами возникают достопримечательности столицы: Манежная площадь, и Жуков, и лошадь, / И дождь наводняет воздушный массив, / Который невидимый, чем и красив. А дальше мы становимся свидетелями диалога двух зданий, одушевленных Степановой и наделенных чувствами: А Манеж говорит: / — Мы могли бы построить мост / Из литого стекла, от фасада к фасаду. // Пешеходы бы поступали, как мысли в мозг, / Как живая вода в рассаду. // Мы глядели бы друг на друга, недвижно стоя. // Говорили как звезда со звездою. // И „Москва“ скрывает досаду / И говорит: "пустое". Возможно, автора не оставила равнодушной трагическая история этих двух зданий, поэтому Степанова уделила им такое внимание.
В стихотворении «Тир в парке Сокольники» поэт делится воспоминаниями из прошлого, связанными с этим местом, и нынешними впечатлениями. И, кажется, все осталось неизменным, ведь Степанова пишет: Теперь скажи, что как положено / Мы до Сокольников доехали / И ели там одно морожено / С двойным вареньем и орехами. Но, вспоминая минувшие годы, лирическая героиня понимает, что все вокруг не такое, как было раньше: Но я тебя матерю материнским ртом. // Говорю, что кругом не то. Однако это понимание ложно, ведь поменялся не парк Сокольники, а мировосприятие самой героини.
Итак, осмысление городского пространства в сборнике М. Степановой «Физиология и малая история» осуществляется за счет использования автором образа Москвы, а также благодаря автобиографическим мотивам, которые прослеживаются в стихотворениях. С их помощью демонстрируется связь эпох, культур, разных сфер жизни, а также влияние города на самого человека.