XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Художественные образы в фильме Дж. Кьюкора «Газовый свет» 1944 г. (на примере костюмов дизайнера Ирен)

Надежда Витальевна Носова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2019-04-18
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу костюма как важного художественного образа в кино. В качестве визуального материала был выбран фильм «Газовый свет» 1944 г., признанный образцом жанра психологического триллера. Особое внимание уделено костюмам, созданным дизайнером Ирен, как знаковым деталям в развитии драматургического действия кинокартины.

Тезисы

Кинофильм «Газовый свет» стал хрестоматийным в жанре психологического триллера. Эта картина дала начало феномену «газлайтинга», к которому не единожды будут обращаться др. режиссеры для создания атмосферы высшего напряжения в фильме. Режиссером картины стал Дж. Кьюкор (1899—1983, Cukor), мастерски расставивший детали в развитии сюжета к кульминационному моменту. Особое внимание к фильму привлекала актерская игра И. Бергман, удостоенной за эту роль своей первой статуэтки «Оскар». Актриса виртуозно показала чувства доведенной до отчаяния женщины.
«Газовый свет» является образцом гармоничной визуальной концепции, построенной на ярких художественных образах, которые были разработаны в рамках творческого союза Кьюкора, Ирен (1901—1962, Lentz) и С. Гиббонса (1893—1960, Gibbons).
Задачей доклада является раскрытие принципов создания этих художественных образов с акцентом на вестиментарном облике героев. Необходимо установить природу взаимодействия костюма, драматического действия и психологического характера героев киноленты. Вестиментарные воплощения героев создала знаковая фигура для американской моды и кинематографа 1930-х — 1960-х гг., кутюрье Ирен, о которой после ее смерти будут говорить как о «самом знаменитом дизайнере, о котором никто не слышал».
Актуальность исследования выбранной темы заключается в том, что правильно подобранный костюм в кадре позволяет зрителю сконцентрировать внимание на смысловых нюансах фильма, расставленных режиссером, оператором, актером, что является особенно важным для жанра психологического триллера.
Следует отметить, во-первых, тесную взаимосвязь костюма и декораций, разработанных Гиббонсом, что позволяло умело «вписать» героя в окружающее его пространство. Во-вторых, несмотря на приобретенный статус «кутюрье в кино» и наличие собственного стиля, Ирен точно гармонизировала костюмы в соответствии с развитием драматического действия. В-третьих, интересно наличие в фильме деталей-«персонажей», являющихся предметами гардероба. В-четвертых, умелое использование фактуры материала и кроя в формате черно-белой  картины помогло акцентировать внимание на изменении психологической канвы фильма.
Таким образом, костюм в данном фильме закономерно включен в общий художественный замысел, помогает сконцентрировать внимание на образе героя и органично поддерживает концепцию психологического триллера.