Настольная игра «Глаголи» как метод изучения глаголической азбуки и старославянского языка
Анна Александровна Коношенкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Екатерина Игоревна Ситникова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 201
2019-04-16
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе будет
представлен разработанный авторами комплект настольных игр «Глаголи», обучающий
старославянскому алфавиту. В играх реализован новый подход к изучению мёртвых
языков и письменностей, позволяющий делать это в простой, доступной и
увлекательной форме.
Своей разработкой авторы
намерены пробудить интерес к изучению старославянского языка и истории славянских языков и облегчить усвоение глаголической
азбуки. Комплект включает в
себя шесть различных игр, направленных на внимание, реакцию, память, логическое
мышление и стратегическое мышление.
Тезисы
Комплект
настольных игр «Глаголи» посвящен старославянскому языку и глаголице,
древнейшей известной нам по письменным памятникам славянской азбуке. Со
временем она была вытеснена кириллицей и латиницей, и на сегодняшний день признается
мёртвой. Глаголическую азбуку и тексты исследуют в научных целях и изучают в высших
учебных заведениях в курсе «Старославянский язык».
В России обучение традиционно ведётся по классическим учебникам, которые не ставят перед собой задачу облегчить изучение глаголического алфавита. Методической проблемой усвоения глаголицы является отсутствие доступного и экономного способа и эффективных мнемонических техник. Другие проблемы — это неосведомлённость многих студентов в истории письменности в славянских землях, и обилие мифов вокруг этой темы.
Цель проекта «Глаголи», с одной стороны, — популяризовать достоверные знания о старославянском языке и глаголице, пробудить интерес к истории славянских языков и их древним алфавитам; а с другой — облегчить их усвоение и изучение. Эффективность обучения обеспечивается вовлечённостью в игровой процесс. Авторы ставили перед собой такую задачу, как достижение достоверности и научной обоснованности, и использовали академические источники для объективного информирования.
В качестве решения методической проблемы предлагается использовать игровой метод, как наиболее эффективный способ усвоения материала.
Увлекательность процесса игры обеспечивается за счёт возможности соревноваться и выстраивать индивидуальную игровую стратегию, эффекта неожиданности и жанрового разнообразия разработанных игр. Интерес представляет и сам глаголический алфавит с его загадками и дублетами.
Комплект «Глаголи» включает в себя шесть игр, направленных на внимание, реакцию, память, логическое и стратегическое мышление. Игра «Слово» знакомит участников с азбукой, названиями и фонетическим обликом букв, «Тьма» даёт представление о лексическом составе древнего языка и особенностях старославянской письменности, «Азъ» и «Вемъ» направлены на эффективное запоминание графического начертания символов, а «Живожрение» позволяет применить на практике психологические навыки в антураже славянского средневековья.
В комплект игр входит старославянский словарь, включающий в себя лексемы, использующиеся в игре, с их переводом на современный русский язык и транскрипцией. В буклете с правилами приводятся краткие энциклопедические сведения по истории старославянского языка.
Проведенная в 2018—2019 гг. апробация игры подтвердила её эффективность.
В России обучение традиционно ведётся по классическим учебникам, которые не ставят перед собой задачу облегчить изучение глаголического алфавита. Методической проблемой усвоения глаголицы является отсутствие доступного и экономного способа и эффективных мнемонических техник. Другие проблемы — это неосведомлённость многих студентов в истории письменности в славянских землях, и обилие мифов вокруг этой темы.
Цель проекта «Глаголи», с одной стороны, — популяризовать достоверные знания о старославянском языке и глаголице, пробудить интерес к истории славянских языков и их древним алфавитам; а с другой — облегчить их усвоение и изучение. Эффективность обучения обеспечивается вовлечённостью в игровой процесс. Авторы ставили перед собой такую задачу, как достижение достоверности и научной обоснованности, и использовали академические источники для объективного информирования.
В качестве решения методической проблемы предлагается использовать игровой метод, как наиболее эффективный способ усвоения материала.
Увлекательность процесса игры обеспечивается за счёт возможности соревноваться и выстраивать индивидуальную игровую стратегию, эффекта неожиданности и жанрового разнообразия разработанных игр. Интерес представляет и сам глаголический алфавит с его загадками и дублетами.
Комплект «Глаголи» включает в себя шесть игр, направленных на внимание, реакцию, память, логическое и стратегическое мышление. Игра «Слово» знакомит участников с азбукой, названиями и фонетическим обликом букв, «Тьма» даёт представление о лексическом составе древнего языка и особенностях старославянской письменности, «Азъ» и «Вемъ» направлены на эффективное запоминание графического начертания символов, а «Живожрение» позволяет применить на практике психологические навыки в антураже славянского средневековья.
В комплект игр входит старославянский словарь, включающий в себя лексемы, использующиеся в игре, с их переводом на современный русский язык и транскрипцией. В буклете с правилами приводятся краткие энциклопедические сведения по истории старославянского языка.
Проведенная в 2018—2019 гг. апробация игры подтвердила её эффективность.