Мифологема ночи в творчестве Новалиса
Иван Борисович Чернявский
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский педагогический государственный университет
Московский педагогический государственный университет
ауд. 190
2019-04-17
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен исследованию мифопоэтического образа ночи в художественных
произведениях Новалиса (1772—1801, Novalis), включая «Гимны к ночи» («Hymnen an die Nacht»),
«Учеников в Саисе» («Die Lehrlinge zu Sais») и «Генриха фон Офтердингена»
(«Heinrich von Ofterdingen»), выявляется роль и специфика образа ночи в данных
произведениях с позиции романтической философии.
Тезисы
В эстетике романтизма важную роль играет мифопоэтический
образ ночи, связанный с первоначальным состоянием мироздания. Традиционно ночь
соотносилась со зловещими потусторонними силами, как, например, в готической
литературе или в опере Моцарта «Волшебная флейта» («Die Zauberflöte»). Здесь
ночь, символизирующая силы мрака, включалась в онтологическое противостояние с
днем, символизирующим силы света.
Иной образ ночи появляется в художественных произведениях романтизма, в частности в творчестве Новалиса (1772—1801, Novalis). В художественных произведениях Новалиса ночь тоже включается в онтологическое противостояние с днем и солнцем, но автором дается уже качественно иная трактовка этого противостояния. Ночь воспринимается как некая подлинная, иномирная реальность, связанная с вечностью, тогда как день символизирует временность и ограниченность мира.
В «Гимнах к ночи» («Hymnen an die Nacht»), пронизанных христианской образностью и тоской по умершей возлюбленной Новалиса, ночь является символом смерти и перехода в вечность, которая несоизмеримо прекраснее «дневного» мира. Образ ночи здесь не связан исключительно с мраком и темнотой, напротив, ночь является источником подлинного, одухотворенного света, в отличие от физического света, источаемого солнцем.
В своей поэтической мифологии Новалис также соотносит ночь с образами любви и свободы. Вполне уместно заключить, что в «Гимнах к ночи» Новалис связывает красоту дня и земного света с Античностью, а ночь связывает в большей степени с христианством и Средними веками.
В «Учениках в Саисе» («Die Lehrlinge zu Sais») ожидания возвращения Золотого века связываются с наступлением всеобщей гармонии, для которой необходимо, чтобы закончилась тирания солнца, и оно присоединилось к остальным звездам, не возвышаясь над ними. Иными словами, наступление Золотого века образно связано с наступлением вечной ночи. Эта идея находит художественное воплощение в финале первой части незаконченного романа «Генрих фон Офтердинген» («Heinrich von Ofterdingen»), когда в сказке Клингсора сгорит солнце. Солнце как источник земного света, выступает в романе Новалиса символом временного мира, противопоставленного вечности. В этой связи ночь выступает в романе как символ потустороннего, вечного мира и Мировой души. Именно среди этой абсолютной, но светлой ночи, Генрих видит во сне Голубой цветок — центральный образ романа.
Таким образом, мифологема ночи в художественных произведениях Новалиса является источником подлинного, духовного света и выступает как символ вечности, гармонии и любви.
Иной образ ночи появляется в художественных произведениях романтизма, в частности в творчестве Новалиса (1772—1801, Novalis). В художественных произведениях Новалиса ночь тоже включается в онтологическое противостояние с днем и солнцем, но автором дается уже качественно иная трактовка этого противостояния. Ночь воспринимается как некая подлинная, иномирная реальность, связанная с вечностью, тогда как день символизирует временность и ограниченность мира.
В «Гимнах к ночи» («Hymnen an die Nacht»), пронизанных христианской образностью и тоской по умершей возлюбленной Новалиса, ночь является символом смерти и перехода в вечность, которая несоизмеримо прекраснее «дневного» мира. Образ ночи здесь не связан исключительно с мраком и темнотой, напротив, ночь является источником подлинного, одухотворенного света, в отличие от физического света, источаемого солнцем.
В своей поэтической мифологии Новалис также соотносит ночь с образами любви и свободы. Вполне уместно заключить, что в «Гимнах к ночи» Новалис связывает красоту дня и земного света с Античностью, а ночь связывает в большей степени с христианством и Средними веками.
В «Учениках в Саисе» («Die Lehrlinge zu Sais») ожидания возвращения Золотого века связываются с наступлением всеобщей гармонии, для которой необходимо, чтобы закончилась тирания солнца, и оно присоединилось к остальным звездам, не возвышаясь над ними. Иными словами, наступление Золотого века образно связано с наступлением вечной ночи. Эта идея находит художественное воплощение в финале первой части незаконченного романа «Генрих фон Офтердинген» («Heinrich von Ofterdingen»), когда в сказке Клингсора сгорит солнце. Солнце как источник земного света, выступает в романе Новалиса символом временного мира, противопоставленного вечности. В этой связи ночь выступает в романе как символ потустороннего, вечного мира и Мировой души. Именно среди этой абсолютной, но светлой ночи, Генрих видит во сне Голубой цветок — центральный образ романа.
Таким образом, мифологема ночи в художественных произведениях Новалиса является источником подлинного, духовного света и выступает как символ вечности, гармонии и любви.