XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Реформы Солона в области семьи и брака

Александра Сергеевна Соловьева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2019-04-17
14:50 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена изучению реформ афинского политика Солона, которые касаются имущественных вопросов в области брака и семьи. Сведения античных авторов анализируются в тесной взаимосвязи с историческими особенностями развития Афин архаической эпохи. В работе делаются выводы о том, что после преобразований Солона имущественные отношения внутри семьи и рода закрепляются в правовой форме, а случаи заключения брака «по расчету» пресекаются. Кроме этого, преобразования Солона приводят к появлению завещания — документа, который позволяет передавать имущество вне рода в случае его пресечения.

Тезисы

В современной науке об античности наблюдается своеобразный ренессанс изучения деятельности и личности афинского реформатора Солона. В большей степени исследователей привлекают социально-политические, экономические и религиозные нововведения Солона. Законы политика в области семьи и брака изучаются в меньшей степени. Это связано с малочисленностью античных свидетельств по данному вопросу и в сложности трактовки данных правовых положений, которую отмечали уже сами древние авторы.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ античных свидетельств о реформах Солона, которые затрагивали имущественные вопросы в области семьи и брака. В ходе исследования делается обзор социально-экономического и политического положения афинского общества времени Солона. Изучаются свидетельства Аристотеля, Демосфена, Плутарха, Диогена Лаэртского, которые повествуют о реформах афинского политика в области семьи и брака. Преобразования Солона рассматриваются в тесной взаимосвязи с особенностями развития афинского государства эпохи архаики.  
В заключение автор приходит к следующим выводам: 1) реформы Солона привели к юридическому оформлению имущественных отношений внутри рода и в случае его пресечения; 2) правовые положения афинского политика были направлены против заключения брака из-за экономических целей; 3) реформы Солона сочетали в себе элементы аристократического консерватизма и одновременно новаторские начала, которые способствовали сохранению имущества рода внутри него, но в случае отсутствия наследников позволяли передавать имущество по завещанию представителям других родов.